Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Жизнь по сценарию

Режиссер фильма «Андрей Рублев» Андрей Тарковский (сидит) во время съемки. Фото: В. Плотникова /Фотохроника ТАСС

Режиссер и сценарист Юрий Чибряков — о Колыме, кинодокументалистике, встречах с Роммом, Шукшиным и Тарковским

Татьяна Бондаренко
20 апреля, 2016 12:44
9 мин
Юрий Чибряков в 1957 году окончил сценарный факультет ВГИКа, написал около 75 сценариев игровых и документальных фильмов, работал на «Мосфильме», в Российской центральной киновидеостудии хроникально-документальных и учебных фильмов, Нижневолжской студии кинохроники в Саратове, киностудиях в Самаре, Ростове-на-Дону и Сибири. Фильмы по его сценариям транслировало центральное телевидение, он является одним из немногих сценаристов, живущих в провинции, востребованных по сей день.
– Юрий Александрович, когда проявились ваши первые литературные задатки, позволившие впоследствии стать сценаристом?
– В Саратове мне повезло с учителем литературы, он был одним из немногих, кто еще до войны получил орден Ленина. С его подачи я стал редактором рукописного школьного журнала, написал первую повесть — чистейшее подражание «Войне миров» Уэллса. А еще я очень много читал. В старшем классе ходил в кружок юных критиков при ТЮЗе, мы писали рецензии и ходили на генеральные репетиции спектаклей.
– Ваше детство проходило еще и на Колыме, где было много заключенных. Такое «соседство» как-то повлияло?
– Мой отец был маркшейдером, специалистом по геодезической разведке на Колыме. Он «выписал» нас с мамой туда из Саратова, это было великое путешествие: сначала ехали до Москвы, потом сутки до Находки и полтора месяца ждали парохода. Это был «Дальстрой», который в основном возил заключенных, но иногда — и заключенных, и «вольняшек». Плыли семь дней, попали в жуткую бурю, у всех началась морская болезнь. На Колыме мы жили на прииске, родители работали, а меня воспитывал дважды убийца — их выпускали из лагеря на день помогать по хозяйству — это считалось хлебным местом. У меня о нем самые теплые воспоминания. Заключенные делали для нас потрясающие игрушки, потому что у всех на воле оставались дети, они к нам относились тепло. Потом мне надо было учиться, и началась война, отец уехал на фронт, а мы вернулись в Саратов. После войны опять уехали вслед за отцом на Колыму. Там была маленькая деревянная школа и нас, будущих десятиклассников, свозили за сотни километров в интернат при ней. Когда я приехал поступать в Москву, то все сдавал на «отлично», потому что самые лучшие мозги тогда сидели, и у нас были блестящие преподаватели — бывшие заключенные. Помню Бруно Робертовича Рейнгарда — добрый, уютный человек, похожий на Пьера Безухова, немец. У него было три вуза — два германских и один московский. Он мог заменить почти любого преподавателя. В школе у нас самодеятельностью руководил любимый ученик Мейерхольда и его помощник, режиссер Леонид Варпаховский, который «загремел» на Колыму. Он своими руками, которые, касались когда-то Мейерхольда, наклеил мне усики и бородку, я играл разбойника в спектакле «Снежная королева».
– Расскажите об учебе во ВГИКе.
– Я единственный в Саратове выпускник ВГИКа — очник, было много заочников, но это не то. Там было много прекрасных преподавателей, но там преподают не только они, но и твои однокурсники, когда ты учишься с такими людьми, как Тарковский и Шукшин. Хотя они были на режиссерском факультете, но я общался с ними. С Шукшиным полтора месяца жил в одной комнате. Мы вместе прятались от контролеров в электричках. Помню, под Новый год были танцы, все танцуют, а мы с Тарковским разговариваем о моде, он был самым знаменитым модником вуза, и мы обсуждали только что вошедшие в моду узконосые туфли.
– А тогда уже было понятно, что Шукшин и Тарковский — будущие классики?
– Учебные работы Тарковского я видел, они очень хорошо шли, а Шукшина мы все уважали за его литературу, он тогда еще не снимался. Его и Ромм (Михаил Ромм — режиссер, сценарист, педагог. — Примеч. РП) взял, прежде всего, как человека очень литературно талантливого. Существует история, как это происходило. Обычно на экзаменах во ВГИКе присутствовал «маленький человек» из ЦК партии, такой человек сидел и на экзаменах у Ромма, когда тот набирал свой знаменитый курс. Потом Ромм дал ему список тех, кого хочет принять. Он сказал: «Михаил Ильич, вы набрали прекрасный курс, только двое вызывают сомнение — первый, несоветский человек, как он одевается, как высокомерен. А второй (имея в виду Шукшина – Примеч. РП) — это же типичный деревенский дуб!». Действительно, тогда Шукшин ходил в кирзовых сапогах, мятых штанах. Но Михаил Ильич взял и того, и другого. Сам Ромм был изумительный рассказчик. Я слышал его лекции – иногда можно было уйти со скучных своих занятий на лекции к режиссерам, он не выгонял. Это был потрясающий педагог и очень интеллигентный человек.
Юрий Чибряков. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»
Юрий Чибряков. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»
– Вы всю жизнь жили и работали в провинции. Можно ли, находясь на периферии, достичь настоящего успеха в киноиндустрии?
– Однажды Хемингуэю задали вопрос. «Как стать сценаристом?» Он ответил: «Приезжайте в Голливуд. Можно жить в провинции и написать великий роман, но никто, живя в провинции, не написал еще среднего сценария». То, что я ухитряюсь жить в Саратове и работать сценаристом — это большой подвиг. Но мне помогло, что я семь лет прожил в Москве, постоянно езжу туда, потому что очень трудно без общения с коллегами, а еще важно не только написать, но и уметь продать, а для этого надо быть все время в Москве. Сплошь и рядом судьба фильма решается где-нибудь в творческом буфете «Мосфильма».
– Вы работали на многих студиях, на ваш взгляд, были ли у саратовской кинохроники свои особенности?
– У нас были прекрасные операторы-самоучки — Авенир Софьин и Давид Ибрагимов — блестящие кинохроникеры. Я наблюдал, как Ибрагимов снимает на площади во время какой-нибудь элементарной демонстрации. Его нос куда-то вел, где произойдет самое интересное, он чувствовал это, приходил туда и начинал снимать. Но в смысле режиссеров кинохроники Саратов был очень провинциальным и заскорузлым городом. Саратовская Нижневолжская студия была студией-гостиницей. Туда приезжали очень хорошие выпускники ВГИКа, чтобы начать свою биографию, а потом вернуться в Москву. Лучшие фильмы этой киностудии делали такие люди, например, как Владимир Стрелков. Он приехал после ВГИКа, я написал для него сценарий фильма «Первые страницы», текст к нему читал Иннокентий Смоктуновский. За него нас приняли в Союз кинематографистов, хотя в те времена прием был строгий, не принимали за картину, а только за цикл работ.
– В советские годы востребованность документального кино была выше, чем сейчас? Или документалистика всегда была жанром для узкого «интеллектуального» круга зрителей?
– Есть любители и настоящие знатоки кино, а есть и те, кто пять минут посмотрит даже интересную картину и переключает. Это было и раньше, я вспоминаю, как долго ждал, когда выйдет картина знаменитого Герца Франка «Высший суд», и вот наконец-то она вышла (премьера состоялась в 1987 году. — Примеч.РП). Рано утром мы с женой пошли на первый сеанс, хотели купить билеты, а нам не продают, потому что нет зрителей. Я спрашиваю: «Сколько нужно продать билетов, чтобы сеанс состоялся?». Говорят: «Десять». Я купил эти десять билетов и в пустом зале мы с женой смотрели эту гениальную картину. Когда работаешь в документальном кино, самое обидное, и об этом всегда говорили, то, что нас не смотрят. В лучшем случае — перед сеансом игрового кино покажут, пока зрители усаживаются. Раньше документалистика была бесплатным гарниром к главному блюду — большому игровому фильму. Одно время ее показывали даже не в зале, а в фойе. Но тогда не было телевидения, народу было интересно посмотреть то, о чем они читали в газетах — это можно было увидеть только в кинохронике. В наши дни, когда появилось телевидение, это уже не стало таким необычным блюдом, поэтому люди сидят и равнодушно перещелкивают кнопкой. Но я не могу сказать, что мои картины не смотрели. Я сделал фильм о Чернышевском, картина получила тираж 1100 экземпляров, сейчас картины снимают, максимум, два-три экземпляра тираж. Был еще десятиминутный фильм «Апрель», там нет текста, только музыка. Его в течение многих лет центральное телевидение каждый апрель показывало в перерывах между хоккейными матчами — обычно в это время проходили Чемпионаты мира, и во время перерывов надо было чем-то заполнить дырку, так что мои картины смотрело много людей.
– Расскажите о своих последних работах.
– Мой последний сценарий — «Эскадра» — о военных самолетах времен Первой мировой войны. «Илья Муромец», который разработал Илья Сикорский. В декабре прошлого года он получил премию сценарного конкурса, проводимого Министерством культуры. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ