Новости – Общество
Общество
Загадки саратовского антрепренера
Городской театр, фото конца XIX века. Фото: oldsaratov.ru
История успеха театральных постановок в начале XX века
2 декабря, 2015 12:38
9 мин
В Саратовском краеведческом музее 19 ноября открылась выставка «Театральный архив фон Мевесов». Здесь впервые представлена часть коллекции, которая поступила в музей в 1970-х годах из театра оперы и балета. Она охватывает середину XIX — первую половину ХХ вв. и насчитывает 2 714 предметов. Среди экспонатов — журналы, брошюры, пьесы, театральный альманах. Хотя личность антрепренера фон Мевеса до сих пор не изучена и окутана загадками. С 1915 по 1917 год он со своей труппой ставил в Саратове спектакли, а приехавшие с ним актеры стали основателями саратовской театральной школы. РП выяснила, как фон Мевесу удалось достичь небывалого успеха.
Доподлинно известно, что он приехал в наш город вместе со своей труппой, называвшейся «Ансамбль Д.М. фон Мевеса» осенью 1915 года из Киева, где ставил антрепризы в местном городском театре.
– Говоря современным языком, фон Мевес — это театральный менеджер. Человек, который снимал театры, занимался выбором репертуара, нанимал актеров, подписывал договоры, — пояснила РП сотрудник фонда редкой книги Саратовского областного музея краеведения, где хранится коллекция документов фон Мевеса, Елена Мельникова.— Это было напряженное время, шла Первая мировая война, фронт находился близко к Киеву, и я думаю, что он не хотел рисковать теми наработками, которые сделал там.
Единственное фото Д.М. фон Мевеса. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»
Единственное фото Д.М. фон Мевеса. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»
Выбор Саратова был неслучаен: город имел статут одного из театральных центров России, здесь находилось несколько театров, куда публика ходила с удовольствием. К тому же значительное число жителей гарантировало коммерческий успех дела. В Саратове фон Мевес арендовал Городской театр (ныне Саратовский академический театр оперы и балета – Примеч. авт.) и проработал там до осени 1917 года. В городе не было на тот момент постоянной театральной труппы, практика аренды театров в качестве площадки для приезжих актеров была обычным явлением. Состав труппы был нестабильным, 40-50 человек: одни уходили, на их место нанимали других. Кроме приехавших из Киева актеров, к труппе примкнули и саратовские.
Больше о фон Мевесе доподлинно ничего не известно. Даже его полное имя остается для саратовских исследователей тайной: имеющиеся в Саратове документы сохранили только инициалы Д.М. и одну его фотографию. Приставка «фон» говорит о благородном происхождении. Дворянский род фон Мёвесов происходил из Померании — современной немецкой и польской территории, один из его представителей переселился в Россию при Петре I для строительства кораблей. Но имел ли антрепренер Мевес к ним отношение или же использовал приставку в качестве псевдонима — не известно. Загадкой является и то, сколько на самом деле в Саратове было антрепренеров с фамилией Мевес. Газета «Саратовский листок» от 2 февраля 1917 года давала анонс спектаклей театра дирекции Ан. Гавр. Мевеса — был ли это Д.М. фон Мевес, у которого при публикации изменили инициалы или же его однофамилец — не ясно. Но фамилии актеров, указанные в этой афише, совпадали с теми, что играли в труппе Д.М. Мевеса.
Основную часть репертуара труппы фон Мевеса составляли низкопробные водевили, трагикомедии и мелодрамы, название которых говорит само за себя: «Свинья», «Съехались, перепутались и разъехались», «Девяносто девять мужчин и одна женщина». Классические произведения А.Н. Островского, А.П. Чехова, О. Уальда, У. Шекспира были единичны. Такая подборка пьес продиктована требованием времени и желанием привлечь в театр как можно больше публики. Основная масса населения не являлись искушенными театралами и хотели видеть развлекательные, доступные для понимания среднего обывателя спектакли. К тому же люди устали от череды потрясений: Русско-японская война 1904-1905 года, революция 1905 года, Первая мировая война. Театр был для них местом отдыха, где можно было отвлечься от реалий жизни.
– Он был не просветителем, а прежде всего, менеджером, — поясняет Мельникова, — в первую очередь его волновала касса. У него было чутье на актерский талант, но было оно от того, что он очень хорошо наблюдал за публикой: на каких актеров ходят, кто из них приносит больше прибыли.
Возможно, преобладание легкого жанра в репертуаре фон Мевеса с целью привлечения в театр простых людей было также связанно с веяниями эпохи: в 1914 году российской правительство озаботилось вопросом пьянства населения, Николаем II был издан указ о запрете производства и продаже алкоголя на территории страны. Театр же, как доступный вид развлечения, оказался еще одним способом отвлечь народ от распития горькой.
Хотя фон Мевес и был бизнесменом от искусства, в составе его труппы в город приехали выдающиеся актеры, впоследствии сыгравшие значительную роль в становлении саратовской театральной школы: И.А. Слонов, Д.Ф. Смирнов, Г.Н. Несмелов, М. И. Велизарий, З.Н. Яковлева и другие.
– Многие из них остались в Саратове и уже после работы у фон Мевеса о них были прекрасные отзывы, — отмечает краевед, исследователь истории саратовских театров, кандидат исторических наук Вячеслав Дьяконов. — Эти люди здесь не только закрепились, но и создали на саратовской земле первую студию, где было все как в театральных учебных заведениях. Это постепенно перешло в театральное училище имени Слонова (существовало до 1983 года, было реорганизовано в театральный факультет — Примеч. авт.). Это были истоки саратовского театрального образования. Последователи Слонова создали в 1920 году Саратове, в одном из первых периферийных городов, театральный вуз – Высшие Государственные Мастерские Театрального Искусства, которые потом упразднили.
Репертуар «Ансамбля фон Мевеса» насчитывал более 40 пьес в год, это обеспечивало постоянную новизну зрелища: человек, посмотревший один спектакль, мог на следующий день идти на другой. Например, уже в первом сезоне работы в Саратове актер И.А. Слонов был задействован в 38 спектаклях.
– Слонов приехал в Саратов с амплуа героя-любовника, впоследствии он жаловался на фон Мевеса, что устает. Но заслуга Мевеса в том, что именно он привез к нам Слонова. И теперь наш драматический театр и улица города носит имя Слонова, — считает Мельникова.
Трупа фон Мевеса, сентябрь 1916 года, рядом с городским театром. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»
Трупа фон Мевеса, сентябрь 1916 года, рядом с городским театром. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»
Спектакли игрались после одной-двух репетиций. Выдержать такую напряженную работу мог не каждый, в течение дня актеры могли играть по несколько спектаклей, запомнить текст ко всем ролям было невозможно, поэтому значение должности суфлера в театре фон Мевеса был велико. Билеты, как указывалось в афише, продавали по общедоступным ценам. Касса театра работала до последнего антракта. Незамысловатый разнообразный репертуар и невысокая стоимость билетов обеспечивали фон Мевесу аншлаги.
После Октябрьской революции 1917 года последовала национализация театров. В Саратове ею руководил Д.Н. Бассалыго — режиссер и сценарист, много сделавший для саратовских театров. В частности, в 1918 году он создал в Саратове детский театр, ставший прообразом нынешнего Театра юного зрителя, а также способствовал открытию в городе первого профессионального народного театра имени Ф. Энгельса. Трупа фон Мевеса раскололась: значительная часть, включая самого директора, выступили против национализации, остальные — за.
– Я так поняла, что за национализацию выступали большей частью обиженные актеры, мало игравшие, хотя среди них был и востребованный Слонов. Я думаю, это связанно с тем, что к тому времени он уже получил большой опыт, почувствовал в себе большого драматического актера, время менялось, появлялись другие, серьезные пьесы и у такого думающего актера легкие пьесы вызывали неприязнь. А фон Мевес ничего большего, кроме героя-любовника, ему не давал, — рассуждает Мельникова.
Эксперты сходятся во мнении, что Мевес не мог пойти на сотрудничество с советской властью:
– Актеры — могли, а владелец — не мог. У него было имущество, костюмы, декорации, книги — это дорогого стоило, отдать это он не мог. К тому же в годы революции могли «поставить к стенке» за то, что не ту пьесу играешь, за происхождение, он это понимал, — говорит Дьяконов.
– Он был своего рода фабрикант, который никогда не захочет отдавать свое детище кому-то, человек он был не глупый, у него было чутье на происходящую ситуацию, — добавляет Мельникова.
Взяв время на раздумье о возможном сотрудничестве с новой властью, антрепренер попросил дать ему отпуск и под этим предлогом в 1918 году уехал в неизвестном направлении.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости