Новости – Общество
Общество
«Перестать смеяться над идеей местечкового патриотизма»
Саратов. Вид на Соколовую гору. Фото: Александр Карелин/ТАСС
Основатель «Бюро нескучных выходных» — о внутреннем туризме Саратовской области и том, как организовать путешествие выходного дня с минимальным бюджетом
15 марта, 2016 14:39
8 мин
В 2014 году Николай Асафьев вместе с коллегой организовал в Саратове «Бюро нескучных выходных», предлагающее нестандартное времяпрепровождение – от трамвайных экскурсий по городу до поездок к заброшенным церквям или на тюльпановые поля. Он называет свой проект социальным, направленным на повышение интереса к малой Родине и говорит, что главное во внутреннем туризме — не большой бюджет, а креативный подход и грамотный пиар.
– Ваш проект появился еще до того, как в нашей стране стали активно говорить о развитии внутреннего туризма, и не задумывался как бизнес. Как пришла эта идея?
– Основная наша деятельность — пиар. Был у нас клиент, который для поднятия своего имиджа решил сделать какое-нибудь патриотическое мероприятие. Мы предложили экскурсию по нетривиальным местам Саратова: Шарковка, Новый порт, Крекинг — обычные вроде бы окраины, но там при ближайшем рассмотрении оказалось полно интересного. Многие люди из тех, кто пришел на экскурсию, вообще никогда не были в этих местах. Обратная связь была просто прекрасная, посыпались просьбы и предложения организовать еще что-нибудь в таком же роде. Из активов у нас на тот момент кроме креатива и выхода в интернета, ничего больше и не было. Решили, просто зайдем в трамвай, будем кататься, а Денис Жабкин, наш саратовский краевед, пусть рассказывает о местах, мимо которых проезжаем. Я сделал группу «ВКонтакте», посыпались заявки на участие, их оказалось неожиданно много. В процессе подготовки нам вдруг позвонили из СГЭТ (Саратовгорэлектротранс – Примеч. авт.) и сами предложили отдельный трамвай с вагоновожатыми. После этого откликнулись и другие люди, численность группы быстро выросла. Я сел с листочком и, подумав, записал, куда еще можно было бы поехать. Так появилось наше первое расписание. А дальше уже люди и сами начали нас находить и предлагать приехать к ним с экскурсиями.
– Получается, что туризм в пределах области был и раньше интересен местным жителями, но его никто не рассматривал как серьезное направление?
– Запрос в обществе был, но просто никто не мог его грамотно разглядеть. Если ты не пьешь и не загнан на спорте, то досуг в Саратове у тебя незатейливый, разве что в кино сходить или на танцы. А здесь общение! И параллельно ты ездишь, узнаешь массу интересного о малой Родине. Самая частая фраза, которую я слышу последние годы: «А я и не знал, что у нас такое есть!» Люди ездят за тысячи километров в Голландию на тюльпановые поля посмотреть, но не знают, что под боком, в Федоровском районе, эти поля же ничуть не хуже.
– Повлиял ли экономический кризис и санкции на развитие внутреннего туризма нашей области?
– Если это поездки по России, межрегиональные, то они выиграли. Тот, кто ездил в Турцию и Египет, теперь не может это себе позволить и отдыхает в России. Алтай, Крым, Краснодарский край, Карелия, Казань значительно укрепили свои позиции. А вот на поездках внутри региона запрет выезда в Турцию и Египет никак не сказался. Зато общее снижение уровня жизни и покупательной способности населения отчётливо дали о себе знать. Теперь иногда мы не можем набрать полного большого автобуса, как раньше. Приходится порой обращаться к турфирмам, чтобы совместно привлекать людей. Да и турфирмы начали рассматривать подобные предложения не от хорошей жизни: понимают, что если они не перестроят формат работы, то просто умрут.
– В чем ваша формула успешного развития внутреннего туризма в регионе?
– Основная сфера нашей деятельности — это пиар-раскрутка, и мы применили к своему детищу те же принципы работы, которые применяли в предыдущие годы работы к общественным организациям или кандидатам в депутаты. Первый год на выезды с нами всегда ездили журналисты, мы рассказывали людям про внутренний туризм так, как они хотели услышать. Второе — мы не ставили целью заработать на этом денег.
Николай Асафьев. Фото: из личного архива
– А сфера внутреннего туризма в Саратове прибыльна?
– Нет. Тут надо сразу определяться: либо мы продвигаем идею, либо зарабатываем деньги. Туризм, в принципе, низкомаржинальный бизнес. Не важно, куда вы возите, в село Лох или в Доминикану, не стоит ждать получения космической прибыли. Но зато ощутимый плюс этой сферы деятельности, что здесь для того, чтобы начать, не нужно больших денег. Не имея стартового капитала, можно открыться и потихоньку расти. Наши первые вложения были — 500 рублей на интернет, оплата аренды трамвая и две наши собственные креативные головы.
– Исходя из вашего опыта, чтобы популяризировать туризм внутри Саратовской области не нужно больших вложений. Возможно ли развитие внутреннего туризма региона вообще без участия властей и финансовых вложений с их стороны?
– Я никогда не относился к людям, которых устраивает существующий в регионе и стране порядок вещей, но требовать от власти того, что она реально не может сделать в силу ограниченности ресурсов или особенностей существующего правового поля, бессмысленно и глупо. Бюджет на развитие туризма в области составляет 500 тысяч рублей в год. Что реально можно сделать на эти деньги? Да ничего! Давайте будем развивать туризм, но где возьмем деньги — у образования, медицины, сельского хозяйства? Люди возмутятся: нет, не надо. Есть село Поповка, где расположен Дом со львом. Можно снять деньги с ремонта улицы Московской и перекинуть их на ремонт трассы до Поповки. Что по этому поводу скажет среднестатистический саратовец, как думаете? Есть два пути – либо власть делает ставку на внутренний туризм, как на Алтае, в Казани, Чечне. Там вкладываются огромные деньги, временно все остальные статьи расходов уходят на второй план. И через 5-10 лет эти вложения приносят результат. И тут уже подключаются бизнес и общественность. Но у Саратовской области нет такой возможности, бюджет у нас дырявый, и это сложилось не вчера. У нас реален только второй вариант развития, когда движение начинается снизу. Пример — мельница в селе Лох. Она три года назад была никому не нужна, но туда переехала Маша Кислина, стала звонить во все колокола, и потихонечку дело начало сдвигаться. Рядом уже какой-то человек купил дом и разводит коз элитных пород, люди приезжают к Маше, а потом идут к нему. Уже кто-то начинает приобретать недвижимость и думать, не сделать ли там мини-гостиницу? Затем пришло государство, помогло отремонтировать мельницу. Теоретически, этот вариант возможен и для всей Саратовской области, но для этого нужно, чтобы в каждой деревне появились такие активисты. Давайте для начала перестанем насмехаться над идеей развития внутреннего туризма и любви к малой родине.
– Каковы на ваш взгляд основные туристические направления и «топовые» места Саратовской области?
– Это два направления вдоль Волги — север и юг. Первое — Хвалынск, горнолыжный курорт. Там есть все, европейский сервис: в номерах и горячая, и холодная вода, официанты улыбаются, в туалетах чисто. Но там и цены, правда, европейские. Хотя в Хвалынске есть большое количество и более дешевых баз. Местные жители тоже включились в процесс, можно у них за 200-300 рублей снять угол. Прекрасная природа и плюс культурно-исторические объекты: галерея Петрова-Водкина, Дом со Львом, музей графа Медема. Направление номер два — южное. Красноармейский район, где была Республика Немцев Поволжья: Каменка, Усть-Золиха — заброшенные кирхи. Если бизнес вложит туда деньги, как это, например, сделали в селе Зокино Марксовского района, то можно вовлечь местных жителей, они будут продавать сувениры, работать на туристов. В селе Золотом — народные промыслы, керамическое производство, ты не просто смотришь, но и своими руками лепишь – восторг неописуемый. Там же и знаменитый Утёс Степана Разина. Надеюсь, что возвратиться и практика пеших походов. На Хопре есть Никольевское городище, куда приезжают люди не только из Саратовской области, но и из соседних регионов. В Саратове пользуются популярностью маленькие интересные музеи: лимонарий, школа кузнечного мастерства, где тебя научат ковать, анатомичка, музей саратовской гармоники. Об их существовании мало кто знает, потому что люди, которые ими заведуют, болеют за свое дело, но не умеют его грамотно презентовать. Хороших пиар-специалистов на всех не хватает, а именно в них залог успеха!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости