Новости – Общество
Общество
Окраина цивилизации
Фото: Татьяна Бондаренко/«Русская планета»
Жители двух поселков в пригороде Саратова штурмуют автобус, чтобы добраться в город и фильтруют воду подручными средствами
10 марта, 2016 13:11
8 мин
Поселок Рейник делится на две части: Нижний, примыкающий к Заводскому району Саратова, и Верхний, расположенный выше по трассе в сторону Кумысной поляны. Административно это — Саратовский район, фактически — дачная окраина Саратова в 4 км от него и 5 минут езды на авто. Через дорогу от Верхнего Рейника — микрорайон Лазурный. На два этих населенных пункта один магазин, летом — вода с перебоями и червями. Но самая главная проблема местных жителей — транспортная недоступность.
В Верхнем Рейнике постоянно проживает более 500 человек. С апреля до середины октябрь — в период наплыва дачников — туда ходят два автобуса — 28 и 350. Идут они от стадиона «Волга» Заводского района Саратова. Зимой остается только 350-й автобус, который заходит в Верхний Рейник по пути из села Михайловка, в 6.30 и 8.40 утра. До недавнего времени это был вместительный «Икарус», но его заменили на «ПАЗик», который в утренний час пик приходит из Михайловки набитым под завязку. Втиснуться в него могут не все, ежедневно за бортом остается десяток жителей Рейника и Лазурного. Люди вынуждены идти пешком до трассы, чтобы поймать попутку, вызывать такси или возвращаться домой. До стадиона «Волга» таксисты берут 300 рублей, некоторые и вовсе отказываются ехать в Рейник из-за плохой дороги.
– Стараемся друг другу помочь, у кого есть транспорт — подвести. Человек пятнадцать у нас городских школьников, кто учится в Саратове — это те, у кого нет личных машин. Когда у меня была возможность, я их забирала, сколько влезет в машину. На автобусе ездят — одна мама с несколькими детьми, обратно — другая мама их забирает. Если каждая мама поедет со своим ребенком, они просто не поместятся в автобус, — рассказала РП жительница поселка Лазурный Вероника Одинокова. — Есть ветераны Великой Отечественной войны и труда — дедушка с бабушкой, ходят пешком в поликлинику в Саратов.
В обратную сторону от стадиона «Волга» автобус отходит в 13.30, 15.30 и 17.30 вечера. Чтобы днем уехать на нем в Саратов, люди вынуждены сначала ехать в Михайловку, делая крюк в 15 км, а оттуда — уже в Саратов. Водители пытаются взять с них двойную плату за вынужденный проезд — такая поездка занимает дополнительно 40-50 минут и обходится примерно в 100 рублей.
– Поехали с ребенком в полвторого в школу, водитель говорит: «Оплачивайте полностью: до Михайловки и от Михайловки до города». Я сказала, что не буду оплачивать. Он: «Выходите». Мы созванивались с «гаражом» (предприятием-перевозчиком – Примеч. авт.). Нам сказали, сколько проезд стоит, столько и платите, не ваша вина, что вы едите в окружную. Минут пять мы стояли, пока какой-то мужчина не оплатил за меня, — рассказала РП жительница Верхнего Рейника Лидия Стукалина.
Обслуживает маршрут предприятие «Пассажиртранс-1». Оно, как значится в ответе, полученном РП из министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за подписью замминистра по транспортному комплексу Сергея Балакина, находится в сложном финансово-экономическом положении. Доходы не покрывают расходов, сложившаяся задолженность и недостаток средств не позволяют в полной мере обслуживать часть автобусных направлений. Работающие сейчас на маршруте №350 «ПАЗы», по данным министерской проверки, вмещают 42 пассажира. За один рейс перевозится в среднем 26-28 человек, включая тех, что ездят из Михайловки, так что теоретически автобус обеспечивает их нужды.
Проверка, на которую ссылаются в министерстве, по словам жителей, была в обед выходного дня, когда автобусом действительно пользуется мало людей.
– Ехали в выходной день эти проверяющие, автобус был полупустой. Мы начали им говорить: «Вы езжайте в семь утра, когда все едут». А они: «Вы, что нам указываете, что нам делать», — вспоминает Лидия Стукалина.
В качестве эксперимента в поселок также пускали «Газель».
– Пришла она в то время, когда никто не ездит, днем. Никто не знал про нее, объявления не было, людей не оповестили, что она будет ходить. В «Газели» проехал один человек. Это зафиксировали, написали нам письмо, что никто не проехал, — говорит другая жительница Верхнего Рейника Ольга Коваленко.
Жители поселка неоднократно обращались с жалобами об автобусе к местным властям разных уровней.
Фото: Татьяна Бондаренко/ «Русская планета»
Фото: Татьяна Бондаренко/ «Русская планета»
– Они писали письмо нам и в дирекцию транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, — подтвердил РП заместитель главы Александровского муниципального образования, к которому относится поселок, Алексей Арефьев. — В свою очередь мы написали туда такое же письмо в декабре месяце, нам пришел ответ, что нецелесообразно проводить увеличение этих маршрутов,— он зачитал ответ, поясняющий, что согласно обследованию, в осенне-зимний период автобус маршрута 28 возит в среднем одного человека за рейс. Пустить другой дополнительный транспорт по собственной инициативе — не в полномочиях властей муниципального округа.
О финансовых трудностях предприятия-перевозчика, отсутствии средств на заправку и ремонт большого автобуса рассказал РП и начальник отдела пассажирских перевозок ГБУ «Управление пассажирских перевозок» Саратовской области Михаил Колчин.
– Раньше там работал «Икарус» двести пятидесятый (автобус Ikarus 250 — Примеч. авт.), на его заправку в день надо почти сто литров дизельного топлива, «ПАЗик» расходует в день примерно сорок литров, — пояснил он. — Льготники ездят бесплатно, за них компенсация с ноября не поступает. Мы работаем по пониженному тарифу, который устанавливает нам область, за это тоже нет никаких компенсаций. В таких условиях мы число физически не можем обеспечивать этот выпуск. Люди почему еще недовольны, потому что привыкли ездить сидя. Раньше приезжал автобус, они могли сесть, было хотя бы два-три свободных места, сейчас приезжает «ПАЗик» и там уже стоят, приходится ехать битком. Буквально вчера я разговаривал с предприятием и меня уверили, что помещаются все. На предприятии тоже понимают, что «ПАЗик» маловат для этого маршрута, но сейчас нет денег отремонтировать большой.
Тем не менее, областное министерство транспорта и дорожного хозяйства обещало, что при наступлении весенне-летнего периода и в случае улучшения финансово-экономического положения автотранспортного предприятия вопрос об использовании на маршруте №350 автобусов большей вместимости будет рассмотрен положительно.
Есть у жителей поселков и другие проблемы. Частный магазин в Верхнем Рейнике закрылся из-за нерентабельности, но и когда работал, продукты там бывали просроченные и с наценкой.
– Прихожу домой, открываю сосиски, они все сопливые, просроченные. Кетчуп на четыре месяца был просроченный, масло — постоянно прогоркшее с плесенью, майонез — с водой. Я детей этим кормить не буду, езжу в город за продуктами, — говорит Ольга Коваленко.
Теперь магазин, тоже частный, есть только в Лазурном, в нем — самое необходимое, за остальным едут в Саратов.
Летом добавляется другая проблема. Когда поливают огороды, в поселках наблюдаются регулярные перебои с водой, из-за слабого напора в дома она доходит только к вечеру. Поступает вода из пруда соседнего поселка Еремеевка, не проходя очистки. Очищают ее люди самостоятельно, каждый в своем доме: устанавливают фильтры, отстаивают в самодельных накопителях-бочках.
– Вода у нас непригодная к питью, из пруда без обработки. Из крана вылетают красные червячки, — рассказывает Вероника Одинокова.
Проблемы с магазином и водой люди научились решать самостоятельно, а главной своей «сезонной» бедой считают все-таки общественный транспорт. Они с нетерпением ждут начала дачного сезона, когда в помощь к «ПАЗику» вновь пустят вместительный 28 автобус.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости