Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Глупо думать, что художник должен быть голодным»

Антонио Джеуза: Талант искусствоведов и кураторов — ловить тех художников, которые идут впереди своего времени. Фото: Наталья Пронина / «Русская планета»

Известный искусствовед Антонио Джеуза рассказал об основных способах заработка для молодых художников и насколько современные мастера опережают время

Александр Музалевский
19 октября, 2015 15:05
6 мин
Антонио Джеуза родился в Италии, где изучал историю кино и зарубежную литературу, стал доктором философских наук в Лондоне, защитив диссертацию на тему «История российского видеоарта». Сегодня Джеуза живет в России, курирует фестивали и выставки современного искусства, читает лекции, как в столице, так и в провинциях, а при знакомстве протягивает руку и представляется: «Меня зовут Тони». В рамках конференции «Искусство и власть» корреспондент «РП» встретился с Антонио и поговорил об отношениях государства и художников, свободе творчества и умении заглянуть в будущее.
– Я знаю, что одна из ваших любимых книг российских писателей — это «Обломов» Ивана Гончарова. Вы больше чувствуете себя Обломовым или Штольцом?
– Лично себя я воспринимаю как Обломова. «Обломовизм» - моя любимая болезнь. Штольц — это состояние общества современного искусства, где все постоянно бурлит и меняется, но некоторые художники могут позволить себе быть Обломовыми. При этом им все равно нужна внешняя энергия. Мы живем в другие времена, где очень важен контакт с публикой. Чувствовать себя в контакте с ними, чувствовать себя частью большого комьюнити, это дает тебе силы и избавляет от «обломовизма». Штольц не каждый день был с Обломовым, но когда он приезжал, Обломов всегда начинал что-то делать. Штольц в российском искусстве — это еще и поддержка моральная, которая у тебя есть, когда ты знаешь, чем занимаешься, когда твое занятие востребовано.

– Российский мультипликатор Гарри Бардин в одном из интервью сказал, что представляет себе идеальную модель отношений между властью и искусством как отношения между Петром Чайковским и состоятельной Надеждой фон Мекк. Она пустила его в свой дом, за все платила, но ничего в ответ не требовала...
– Я думаю, что ваш вопрос будет о деньгах, правильно? Государство, как и везде в мире, должно помогать развитию искусства, музеям, которые занимаются современным искусством. От этого зависит не только культура страны, но и участие в международном культурном контексте, что тоже очень важно. И, как мы знаем, денег катастрофически не хватает, программ поддержки совсем немного, таких меценатов как фон Мекк тоже. Современное искусство — живой организм, живой материал. Нам необходимо не только развивать его, но и постоянно искать и устанавливать новые контакты с публикой.
– Но может ли государство что-то просить в обмен на эту помощь от художников?
– Никто не может заставить художника работать «под диктовку». Художники делают то, что они делают, потому что не могут по-другому, у каждого из них свой почерк, свое видение и взгляд на мир. Мешать этому нельзя не только власти, но и кураторам, критикам. Еще хуже, когда человек покупает искусство. Нельзя сказать художнику: «Я купил новый диван, он красный. Сделай мне что-нибудь, чтобы подходило к нему». Это не искусство, художник должен быть свободен.
Чтобы творить — нужно время, а время есть деньги. Если художник должен чем-то заниматься большую часть времени, чтобы кормить себя и семью, то творить он уже не может. Глупо думать, что художник должен быть голодным. Голодный художник – хороший художник? Что за бред? Должны быть гранты, программы, которые кормят художника. Хорошо, что такие программы есть и у частных фондов.
– То есть реально найти деньги на выставку и без помощи «сверху»?

– Да, реально, но требуется время. Ситуация не в шоколаде, но она везде такая, в том числе, и на Западе. Там больше грантов, наверно, но просто сидеть и ждать денег не получится. Надо работать, узнавать. Многие российские художники могут получить гранты не только в России, но и за рубежом.

– Но современное искусство у нас пока сконцентрировано только в крупных городах?
– В регионах гораздо меньше возможностей. Люди-то уже готовы, даже если нет выставок, они знакомы с материалами через интернет. Большую роль играет образование. Здесь, в провинции, живут очень хорошие художники, но необходима структура. Потенциал есть, публика готова. Выставок пока мало, к сожалению.
– Как вы рассказывали, первые российские работы в сфере видеоарта появлялись с 1985 года. Изучая недавнее прошлое современного искусства, можем ли мы делать какую-то проекцию на будущее?
– Как искусствовед я наблюдаю ситуацию, но не могу сказать, что будет через десять лет. Но направление, куда мы идем, можно предвидеть. Художники сами часто нам показывают то, что произойдет в будущем. Как, например, «АЕС+Ф» с их «Исламским проектом» в конце 90-х, предвещая конфликты в Чечне и события в Нью-Йорке. О развитии искусства мы можем говорить как о развитии человека: если сегодня мы видим перед собой мальчика, то знаем, что через 10 лет он будет молодым парнем. Черты лица останутся похожими, цвет глаз и волос не поменяется. Талант искусствоведов и кураторов — ловить тех художников, которые идут впереди своего времени.
– Вы сегодня на лекции признались, что не знаете, как определить современное искусство. Когда к нам придет это осознание?
– Я сегодня сказал: «Я не знаю, что такое современное искусство», потому что…так легче. Это такой живой материал, который все время изменяется, не изменяется только его база. Он постоянно растет, поэтому ловить его, пытаться сфотографировать — это как сфотографировать призрак, на фото он не проявится. Объяснить, что такое современное искусство — это определенный вызов. Вы, наверно, заметили, что мой подход к лекции довольно неформальный. Мне очень важно передать ощущение, что искусство есть диалог с публикой, что я со своими слушателями на одном уровне. Я чуть лучше знаю материал, потому что изучал его, это моя профессия, но это не значит, что я стою выше вас. Не чувствуя расстояния между нами, мы делаем современное искусство интереснее. Это способ сказать: «Ребята, мы — друзья». Знаете, современное искусство — это всегда очень теплые вещи.
И еще один момент. Современное искусство это всегда событие. Находиться в помещении, где выставлены работы, твое личное присутствие перед картиной — это и есть искусство. Я хочу, чтобы и лекции это передали, я получаю импульсы от аудитории. У меня есть определенные интерпретации, ракурсы, с которых я смотрю на вещи, над которыми работаю. Иногда бывает, что ты так близко находишься к предмету изучения, переставая заглядывать на него с другой стороны. А люди дают тебе свежий взгляд, и ты сам спрашиваешь себя: «Как я мог этого не заметить?». Будто ты вплотную смотрел на слона и даже не мог понять, что это слон. С расстояния в сантиметр можно увидеть муравья, но чтобы увидеть слона целиком, от него необходимо отодвинуться хотя бы на метр.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ