Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Мы понимаем свободу как слабость государства»

Владимир Хасин. Фото: Из личного архива.

Доцент СГУ Владимир Хасин — о либералах, внешних врагах и настоящей России

Артем Земцов
12 марта, 2015 11:16
14 мин
Нынешняя Россия не похожа на эпоху ни Петра I, ни Александра III, как любят сравнивать публицисты. Она хочет быть похожей на свои 1970-е годы, если эти времена вообще можно сравнивать. «Русская планета» публикует беседу с доцентом кафедры отечественной истории в новейшее время СГУ Владимиром Хасиным, в которой эксперт объясняет, где истоки нынешней ситуации в России, и предсказывает, что наша страна постоянно будет повторять прошлые ошибки.
– С каким временем можно сравнить современную историческую ситуацию?
– Очень сложно с чем-то сравнивать. В отечественном и зарубежном научном и беллетристическом сообществе озвучивается очень много разновекторных предположений. Как и в начале прошлого века, мир ожидает катастроф, а страхи, как показывает практика, могут материализовываться. 
Существует мнение, что наше время в чем-то похоже на период стагнации 1970-х годов. Эта гипотеза базируется на ряде аналогий: серьезной роли сырьевых ресурсов в экономике, несменяемости элит, потребительского социального заказа. Но абсолютно похожих эпох не бывает. Ведь менталитет, социальная организация, инструменты политического саморегулирования не возникают из ниоткуда. Каждая эпоха вырастает на предыдущей. Она использует опыт прошлого как удобрение для роста.
Все, что происходит сегодня, было четко озвучено большей частью общества в начале нулевых. Патерналистское общество, не желавшее принимать самостоятельных решений и отвечать за них, хотело делегировать свои права государству в обмен на стабильность и потребительский рай. Социум был готов отказаться от непонятных ему западных идеалов, получив часть ресурсной ренты, ощущение геополитического реванша. Ностальгия по семидесятым стала причиной некого отклонения социальных стереотипов. Многие захотели в сталинизм, подразумевая под ним брежневскую эпоху стабильности. Брежневское руководство не репрессировало, а покупало лояльность общества, паразитируя на высоких ценах на сырье. 
После ужасов «лихих» девяностых большинство людей хотели обратно в застой. Тот факт, что как раз девяностые стали следствием «сытого» застоя, полностью игнорировался. Конечно и сама власть вышла из той застойной системы, ей она хорошо понятна и для нее естественна. 
В результате власть практически в полном объеме реализовала все потаенные фантазии общества потребления в нулевые годы. Хорошо это или плохо, но перед нами понятное большинству репродуцирование: многие осуждают власть, но власть всегда выстраивает свое поведение сообразно общественным запросам. 
Власть — это не балаган. Мы изумляемся не власти, а нашему социальному заказу, нашему глубокому различию в восприятии мира среди разных страт одного народа. То есть друг другу, в первую очередь.
Конечно же, как и многие другие сравнения эпох, это тоже притянуто «за уши». Сегодня другие и система собственности, и состав элит. Сравнивать эпохи — дело занимательное, но неблагодарное.
– Кроме сравнения эпох, популярно теперь сравнивать и ментальности. В книге Крейна Брингтона «Истоки западного образа мысли» есть три условных кита, формирующие этот самый образ. Вот что, на его взгляд, сформулировало европейскую идентичность: римское право, античная философия, протестантизм. А что сформировало наш образ мысли? Или он такой же, как и западный? 
– Эволюция и становление западного образа мысли — очень долгий и важный процесс. Это и институты римского права, и сложная борьба церковных институтов. Именно католицизм стал еще до Реформации одной из основ формирования европейского правового пространства. Влияние же идей Реформации сложно переоценить сегодня.
В Европе появился сложный, но очень эффективный принцип разграничения различных форм собственности. Важно отметить, что существование полисных отношений, структурирование урбанистического пространства — долгий эволюционный процесс. Именно город вырвал Европу из оков традиционализма, оформил вектор социальных и правовых отношений, технологического и гуманитарного развития. В России же города всегда играли роль военно-административных центров. Они были частью государственной централизованной системы, форпостами колонизации.
Кстати сказать, принцип европейских отношений сформировался еще до эпохи колониализма. В Европе экономическая база, сформировавшаяся в средние века, и в начале Нового времени не расширялась территориально, она оказалась способной черпать ресурсы из ограниченного пространства. В этом и отличается экономика интенсивная от экономики экстенсивной. Важным социальным и ментальным маркером типа экономики служит, как не странно, отношение к богатым.
– И у кого какое отношение?
– В интенсивно развивающихся государствах отношение к богатым положительное. Принцип интенсивной экономики: чем богаче вы, тем богаче все мы вместе. В аграрных экономиках, где ресурс земли или сырья ограничен, отношение отрицательное. Чем больше богатства у вас, тем меньше у меня. 
Длительное время российская экономика относилась к числу аграрных, или сырьевых. Государственность в таких структурах построена на концентрации власти и собственности в одних руках или в руках очень узкой элиты. Власть здесь персонифицирована, а иногда и сакрализована. Как в любой ресурсной империи, государство построено на принципах горизонтального расширения, экстенсивного развития и очень жестких вертикальных связей. Они обеспечиваются за счет постоянной ротации кадров и бесперебойно работающих социальных лифтов. Основной ресурс государства — земля и прикрепленный к ней человек. Стимулирование труда происходит не за счет личной выгоды, а за счет административного гнета. 
В таких системах очень низкий индекс трудовой заинтересованности. Чем больше эксплуатируете, тем более жизнеспособна система, но она не всегда стабильна. Власть находится в жестких рамках использования своей ресурсной базы. С одной стороны, если взять лишнее — люди начнут умирать, ресурс исчерпается. С другой стороны, если «недобрать», то невозможно будет содержать структуру управления и подавления — систему защиты вашего ресурса. 
Неважно, какие внешние формы приобретает такая модель. Это может быть опричнина Ивана Грозного или формирование империи Петра I. Внешние атрибуты разные — суть одна. За Иваном пришла Смута, за Петром — длительный период дворцовых переворотов. На долгий период аграрных империй не хватает из-за крайней нагрузки на ресурс. 
– Возвращаясь к формирующим факторам образа мысли. Современный социолог Джек Голдстоун приводит шесть причин, которые повлияли на развитие западной цивилизации: наука, великие открытия, терпимость и плюрализм, социальные связи предпринимателей и ученых. А эти факторы нас как-то коснулись? 
– Факторы, конечно, отчасти коснулись, но заимствования были выборочными. Это привело к асинхронности развития. Заимствованные административные, электоральные элементы часто превращаются в квазиинституты. Они трансформируются в российских реалиях. Это касается в первую очередь социогуманитарной составляющей. У нас, например, гуманитарные науки как бы есть, но гуманитарные институты отсутствуют. Общество не привыкло критично анализировать пространство и себя. Ему проще ассоциировать себя с какой-нибудь конкретной идеей. Примером такого квазиинститута может служить русский либерализм. 
– А как тогда мы понимаем либерализм, и как его понимают на Западе?
– В западном понимании либерал — это представитель среднего класса, предприниматель. Его индивидуализм стимулирует к активной позиции, правовому оформлению, неприкосновенности и закреплению частной собственности, независимости от государства. Российский бизнес во все времена очень зависел от перераспределения ренты. Поэтому для предпринимателей не всегда логично быть либералами. 
В России либералами могут являться европеизированные университетские интеллектуалы, пытающиеся интегрировать в массовое сознание собственное видение идеального развития. 
Западные свободы построены на очень жесткой институционально-правовой основе. Классические формы американского либерализма выросли снизу, в жесточайшей конкурентной борьбе за ресурсы. Абсолютная свобода выбора при абсолютной ответственности за нее. Вопрос: хочет ли большая часть нашего патерналистского общества делать такой выбор и отвечать за него?
Свобода в нашем понимании — это слабость государственных институтов в решении насущных вопросов. Это не общественное ограничение полномочий государства, а его неспособность осуществлять их. Либеральное государство в нашем понимании — это слабая, коррумпированная система, состоящая из национал-предателей, пляшущих под дудку иностранных спецслужб. Оно далеко от идей национального величия, от заботы об обществе. 
Если в США «нанимают» на президентских выборах топ-менеджера, получающего зарплату от общества и полностью ему подконтрольного, то в России выбирают царя, делегируя ему на весь срок все свои права.
– Многие по-прежнему не отделяют наш образ мысли и нашу государственность от европейской. Но, тем не менее, если разбирать, киты у нас все же разные. Или одни и те же? 
– Россия — это государство догоняющей модернизации. Всегда. Догоняющая модернизация — следствие внешних вызовов и угроз. Она стала причиной асинхронности развития всего государства. Наше население всегда жило в нескольких исторических эпохах, с разной скоростью течения исторического времени. «Европейская» история России XVIII–XIX веков была уделом лишь ничтожной части общества. Высшие слои жили вместе с Европой. Вместе с ней взрослели, впитывая в себя, иногда превратно интерпретируя всю гамму идей и веяний от колониализма до либерализма и этнического национализма. Все остальное население было оставлено в Средневековье. 
Традиционное население маркировало социально-политическую действительность архаичными образами патриархальных институтов. В то же время европеизированная прослойка пыталась увидеть и преобразовать страну при помощи западного инструментария. Отсутствие диалога приводило к мифологизации образов друг друга.  
Прозападные, зачастую вынужденные реформы намного опережали историческое время и систему ценностей большинства населения еще в большей степени, стимулируя развитие патерналистских, даже инфантильных тенденций развития. Это приводило к отторжению, непониманию реформ. 
– Октябрьская революция как-то поменяла вектор развития российской государственности?
– Понятно, что общество не пришло к марксистскому социализму в 1917 году. Оно пришло в экономических и социокультурных отношениях к глубокому традиционализму. В 1917 году европеизированные скрепы ослабли, а давление традиционалистского общества усилилось, в результате вся проевропейская прослойка была сброшена, а остальное общество самоструктурировалось по понятным ему принципам. Часто произносимая мантра о том, какую Россию мы потеряли — не всегда уместна. Мы приобрели настоящую Россию. С традиционным, несамостоятельным, аграрным населением. 
– Николай Бердяев писал, что русский народ не хочет быть самостоятельным, мужественным, его природа женственна. Он всегда ждет своего господина? 
– Ну, это уже фрейдизм. Мы не будем его касаться.
Но патернализм в нашем обществе присутствует. А как без него? При такой концентрации собственности и монополии в принятии решений? Общество в этой иерархии выступает в роли «ведомых», по сути детей в большой семье. Патернализм в его крайних проявлениях может привести и к социальной инфантильности.
Для крестьянства форма аграрной империи была вполне естественной. И крестьяне экстраполировали собственную «большую семью» на всю систему. 
– А откуда тогда традиционное для России чувство незащищенности, если твое государство — это твоя привычная семья? 
– В духовном плане, во времена религиозной нетерпимости, начиная с XV века, Россия была единственным православным островом. Это тоже не могло не отложиться в менталитете. С другой стороны, внешний враг консолидирует общество вокруг элит, заставляет менее критично относиться к внутренним проблемам. Придуманные фобии становятся реальными в глазах генерировавших их элит и самого общества.
– То есть модели реальности заменяют саму реальность?
– Россия — это страна, где власть и население живут в некой ауре сочиненных мифов. В нашей стране придуманные миры и пространства — это, зачастую, проверенный и действенный способ развития. Мы всегда придумываем свою историю: иногда жуткую, трагичную, либо невероятно прекрасную, но — нереальную. Когда мифы о себе и окружающем мире входят в диссонанс с действительностью, общество старается объяснять это внешними факторами и конспирологией. Это значит, что свои ошибки мы будем по-прежнему повторять.
Способен ли миф об этнической и духовной консолидации, о едином соборном и дружном народе заменить атомизированное общество с радиусом доверия и отзывчивости, не превышающем границ собственной семьи? Может ли мифологизация и идеализация придуманного жизненного пространства заставить человека с зоной комфорта, ограниченной собственной квартирой, заметить запустение городов и захолустий? Не уверен. 
– По поводу трагичной и жуткой истории. Некоторые ученые утверждают, что русские подвержены некоему культу постоянного расстраивания, точнее страдания, нравственного мазохизма. 
– Я не вижу какого-то особого самобичевания сейчас. Съедите на окраину города, увидите, какое там самобичевание. Или еще лучше — в деревню.
Давайте попробуем разделить два понятия — рефлексии и самобичевания. Первое во многом очень положительно влияет на развитие социума. Второе же чувство построено на ковырянии в самых отвратительных девиациях, зачастую придуманных. 
Состояние общественной депрессии не может продолжаться вечно, оно по принципу маятника сменяется идеализацией прошлого. Все это приводит к затушевыванию просчетов, игнорированию исторического опыта и повторению ошибок. По меткому замечанию советского философа Мамардашвили, «Россия — как старая цирковая лошадь, что ходит по кругу».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ