Новости – Общество
Общество
«Баян перестал восприниматься как большая гармошка»
Иван Паницкий. Фото: neinvalid.ru (http://neinvalid.ru/)
Виртуоз Иван Паницкий заставил академиков музыки прислушаться к народному инструменту
29 февраля, 2016 16:09
10 мин
В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения легендарного музыканта, заставившего поверить многих в то, что народные инструменты способны наравне с фортепиано и скрипкой виртуозно исполнить любое классическое произведение. Уникальность Ивана Паницкого, заключалась в том, что, полностью потеряв зрение в младенчестве и не имея специализированного музыкального образования, он стал первым баянистом в стране, завоевал любовь публики и признание академических музыкантов.
Будущий музыкант родился в Балаково в семье хлеботорговца Якова Поницкова. Позже, начав концертную деятельность, он сменил родительскую фамилию «Паницков» на более звучную «Паницкий». Дата его рождения много лет оставалась неточной — «Справочник баяниста» А.П. Басурманова, изданный в 1987 году, указывает, что Паницкий родился 14 января 1906 года. То же самое написано в автобиографии музыканта, сохранившейся в его личном архиве на кафедре народных инструментов Саратовской консерватории. В начале 2000-х краевед Владимир Вардугин поднял метрическую книгу Христо-Рождественской церкви Балаково и выяснил, что на самом деле будущий виртуоз родился 31 декабря 1906 года по старому стилю или 14 января 1907 года по новому.
Во время крещения в холодной церкви младенец простудился – воспалились глаза. Фельдшер земской больницы закапал в них раствор ляписа (нитрат серебра, используемый в медицине. — Примеч. авт.) и случайно и бесповоротно лишил ребенка зрения. Главным средством постижения мира для маленького Вани стал слух.
Семья Паницковых была музыкальной: отец играл на разных инструментах, мама обладала прекрасным голосом, старшие дети Василий и Дмитрий были известными в селе гармонистами. С ранних лет у Вани проявилась тяга к музыке — в четыре года отец купил ему семиклавишную гармонь и отдал обучаться к местному гармонисту Федору Хаярову. Гармошка в те годы являлась одним из самых доступных простому люду инструментов. Гармонисты были самоучками, нотной грамоты не знали, а преподавание заключалось в том, что мастер показывал какими пальцами на какие клавиши нужно нажимать, постепенно у ученика вырабатывался слуховой навык. Ваня же, наоборот, сначала на слух запоминал сыгранную мелодию, потом подбирал ее на инструменте. За короткое время мальчик освоил много мелодий — от народных песен до вальсов и маршей — и стал давать в Балаково концерты, сольные и в составе трио с Хаяровым и братом Дмитрием. К тому же отец устроил его играть в трактире, по 12 часов в день. Душное, шумное прокуренное помещение — таким был «детский сад» Паницкого.
Первые азы классического музыкального образования Паницкий получил в 1915-1918 годах у преподавательницы фортепьяно Александры Бобылевой. Но не гармошка, не фортепьяно не давали того многоголосья, которое он искал. В 1918 году на пристани мальчик случайно услышал баян. Инструмент поразил его полифоническим звучанием. Так появилась заветная мечта, но этот инструмент тогда еще не выпускался в серийном производстве, а штучные образцы стоили недешево. К тому же, после смерти матери и появления в их доме мачехи трактирный заработок стал для Вани непременной обязанностью. Водила ребенка на работу сестра Анфиса, ставшая его «глазами» и на протяжении всей жизни помогавшая брату.
В 1920 году Паницкий переехал в Саратов. Зарабатывал на жизнь игрой в кинотеатрах и заведениях общепита. Так, в столовой, находившейся напротив крытого рынка, он встретил свою будущую жену Прасковью Ивановну, работавшую там «подавальщицей» и уборщицей. Жена стала для Паницкого ангелом-хранителем: она вела быт, лечила мужа, не имея музыкального образования, изучила нотную грамоту, чтобы записывать его сочинения, и оберегала от плохих «друзей», желавших выпить с талантливым музыкантом. Владимир Галактионов в книге «Паницкий, или вечное движение» пишет, как один «товарищ», обманом пригласивший Ивана Яковлевича в ресторан, получил от нее удар, такой силы, что скатился с лестницы в подъезде.
Иван Паницкий. Фото: предоставлено кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории
Иван Паницкий. Фото: предоставлено кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории
В 20-е годы Паницкий загорелся идеей освоить скрипку. Он брал уроки у профессионального скрипача, как и он игравшего в ресторане, и у преподавателя консерватории Георгия Ершова. Это трехгодичное обучение было самым продолжительным систематическим обучением музыке в жизни Паницкого. Музыкальных учебных заведений он не заканчивал и с точки зрения академического образования остался самоучкой. Позже из-за отсутствия диплома его не взяли преподавать в Саратовскую консерваторию.
– Несмотря на отсутствие образования, обработки народных мелодий он делал на высоком профессиональном уровне, продолжая традиции русских композиторов, хотя не являлся композитором, — говорит заведующий кафедрой народных инструментов Саратовской государственной Консерватории им. Л.В. Собинова, доцент Вячеслав Бондаренко. — Он был одним из первых, кто так серьезно и высокопрофессионально обратился к народной баянной музыке.
В 1927 году Паницкий, играя на гармони, победил в Саратовском губернском музыкальном конкурсе, его приняли в Союз работников искусств, благодаря чему начались регулярные концертные выступления. В 1929 году он устраивается баянистом-аккомпаниатором в Театр малых форм — сбылась его мечта освоить этот инструмент. Ко всему прочему, баян оказался технически удобен для незрячих людей.
– У пианистов клавиатура перед глазами, у скрипачей — гриф. Струна — гладкая, через нее не нащупаешь лад, тем более, если это безладовая скрипка. Только зрительно ты можешь определить, куда поставить пальцы. На баяне это проще: есть насечка на клавишах, ты учишься играть аппликатурными позициями — расстановкой пальцев. Баян сделан так, что многие музыканты не смотрят на клавиатуру. Левая клавиатура у нас вообще слепая, баянист ее не видит, когда играет. Поэтому на баяне можно играть на ощупь, — поясняет Бондаренко.
В начале 30-х годов практически не было ни нотных изданий, ни педагогических пособий по баяну. В музыкальных училищах только-только появлялись первые классы народных инструментов, говорить о высшем образовании для «народников» не приходилось. В Саратовской консерватории первый класс баяна набрали в 1956 году. Паницкий оказался у истоков академизма этого полународного инструмента, преподавал баянное искусство в саратовском музыкальном училище.
– Я приехал в Саратов из Могилева, чтобы учиться у Паницкого. Хотя можно было поехать в Москву, в Минск, — вспоминает профессор кафедры народных инструментов Саратовской государственной Консерватории им. Л.В. Собинова, заслуженный деятель искусств РФ Валерий Ломако. — Услышал по радио, баян звучит иначе, ни как у других, поет баян!
В 1939 году Паницкий выиграл Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах — пришло признание. Он ездил с концертами по стране, работал в Саратовской филармонии. В годы Великой Отечественной войны Паницкий много выступал на фронте, ездил в разрушенный Сталинград. Народную любовь принесло Паницкому и радио, в те годы еще не было записи, концерты шли в прямом эфире.
– Ему приходили письма со всех концов страны с адресом «Саратов —Паницкому», — рассказывает Ломако. — Баян — это ведь большая гармошка, а на гармошке играют частушки, народные песни. Он знал, что люди хотят слышать и давал им это, при этом давал в мастерской упаковке.
К концу 40-х искусство Паницкого достигает своего расцвета: он занимается не только обработками народных мелодий, но и переложением для баяна классических произведений мировых композиторов: Бородин, Глинка, Мусоргский, Чайковский, Бах, Россини, Шопен — это далеко не полный список. Обычно разучивал произведения на слух — с пластинок, магнитофонных кассет и живого звучания инструмента, для него играли друзья-музыканты. «Я готов слушать без конца вашу поэтическую игру. После встречи с вами баян стал для меня открытием», — говорил в адрес Паницкого композитор Исаак Дунаевский.
Баян, на котором играл Иван Паницкий. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»
Баян, на котором играл Иван Паницкий. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»
– У него не было случайных звуков,— подтверждает Валерий Ломако. — Как-то мы сидели у него дома, он что-то наигрывал. Я положил руку ему на спину, а она вибрировала, потому что он вкладывался в каждый звук.
Благодаря Ивану Паницкому баян перестал восприниматься как большая гармошка, на которой играли самоучки из народа, а встал в один ряд с признанными академическим инструментами — фортепьяно, скрипкой.
Паницкий стал первым в нашей стране баянистом, которому в 1957 году присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. А вот звание «народного» он так и не получил.
– Его проводили на пенсию, написали в приказе высокие слова и все. Где-то он еще разово выступал, но потихоньку все уходило, — вспоминает Ломако. — Хотелось сделать что-то, чтобы не забыли человека, мы на кафедре народных инструментов в 1973 году организовали конкурс, посвященный творчеству Паницкого. Конкурс его имени при жизни нам не разрешили проводить. Иван Яковлевич присутствовал там в качестве почетного члена жюри. Что-то ему нравилось, что-то не очень, но когда его спрашивали, он всех хвалил.
Скончался Иван Паницкий в апреле 1990 года. В начале 2000-х высказывалась идея присвоить Саратовской областной филармонии его имя, но в результате она была названа именем композитора Альфреда Шнитке, родившегося на саратовской земле. А в память о баянисте-виртуозе на базе консерватории проходит фестиваль «На родине Паницкого», на который приезжают музыканты со всей страны.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости