Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Баян перестал восприниматься как большая гармошка»

Иван Паницкий. Фото: neinvalid.ru (http://neinvalid.ru/)

Виртуоз Иван Паницкий заставил академиков музыки прислушаться к народному инструменту 

Татьяна Бондаренко
29 февраля, 2016 16:09
10 мин
В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения легендарного музыканта, заставившего поверить многих в то, что народные инструменты способны наравне с фортепиано и скрипкой виртуозно исполнить любое классическое произведение. Уникальность Ивана Паницкого, заключалась в том, что, полностью потеряв зрение в младенчестве и не имея специализированного музыкального образования, он стал первым баянистом в стране, завоевал любовь публики и признание академических музыкантов.
Будущий музыкант родился в Балаково в семье хлеботорговца Якова Поницкова. Позже, начав концертную деятельность, он сменил родительскую фамилию «Паницков» на более звучную «Паницкий». Дата его рождения много лет оставалась неточной — «Справочник баяниста» А.П. Басурманова, изданный в 1987 году, указывает, что Паницкий родился 14 января 1906 года. То же самое написано в автобиографии музыканта, сохранившейся в его личном архиве на кафедре народных инструментов Саратовской консерватории. В начале 2000-х краевед Владимир Вардугин поднял метрическую книгу Христо-Рождественской церкви Балаково и выяснил, что на самом деле будущий виртуоз родился 31 декабря 1906 года по старому стилю или 14 января 1907 года по новому.
Во время крещения в холодной церкви младенец простудился – воспалились глаза. Фельдшер земской больницы закапал в них раствор ляписа (нитрат серебра, используемый в медицине. — Примеч. авт.) и случайно и бесповоротно лишил ребенка зрения. Главным средством постижения мира для маленького Вани стал слух.
Семья Паницковых была музыкальной: отец играл на разных инструментах, мама обладала прекрасным голосом, старшие дети Василий и Дмитрий были известными в селе гармонистами. С ранних лет у Вани проявилась тяга к музыке — в четыре года отец купил ему семиклавишную гармонь и отдал обучаться к местному гармонисту Федору Хаярову. Гармошка в те годы являлась одним из самых доступных простому люду инструментов. Гармонисты были самоучками, нотной грамоты не знали, а преподавание заключалось в том, что мастер показывал какими пальцами на какие клавиши нужно нажимать, постепенно у ученика вырабатывался слуховой навык. Ваня же, наоборот, сначала на слух запоминал сыгранную мелодию, потом подбирал ее на инструменте. За короткое время мальчик освоил много мелодий — от народных песен до вальсов и маршей — и стал давать в Балаково концерты, сольные и в составе трио с Хаяровым и братом Дмитрием. К тому же отец устроил его играть в трактире, по 12 часов в день. Душное, шумное прокуренное помещение — таким был «детский сад» Паницкого.
Первые азы классического музыкального образования Паницкий получил в 1915-1918 годах у преподавательницы фортепьяно Александры Бобылевой. Но не гармошка, не фортепьяно не давали того многоголосья, которое он искал. В 1918 году на пристани мальчик случайно услышал баян. Инструмент поразил его полифоническим звучанием. Так появилась заветная мечта, но этот инструмент тогда еще не выпускался в серийном производстве, а штучные образцы стоили недешево. К тому же, после смерти матери и появления в их доме мачехи трактирный заработок стал для Вани непременной обязанностью. Водила ребенка на работу сестра Анфиса, ставшая его «глазами» и на протяжении всей жизни помогавшая брату.
В 1920 году Паницкий переехал в Саратов. Зарабатывал на жизнь игрой в кинотеатрах и заведениях общепита. Так, в столовой, находившейся напротив крытого рынка, он встретил свою будущую жену Прасковью Ивановну, работавшую там «подавальщицей» и уборщицей. Жена стала для Паницкого ангелом-хранителем: она вела быт, лечила мужа, не имея музыкального образования, изучила нотную грамоту, чтобы записывать его сочинения, и оберегала от плохих «друзей», желавших выпить с талантливым музыкантом. Владимир Галактионов в книге «Паницкий, или вечное движение» пишет, как один «товарищ», обманом пригласивший Ивана Яковлевича в ресторан, получил от нее удар, такой силы, что скатился с лестницы в подъезде.
Иван Паницкий. Фото: предоставлено кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории
Иван Паницкий. Фото: предоставлено кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории
В 20-е годы Паницкий загорелся идеей освоить скрипку. Он брал уроки у профессионального скрипача, как и он игравшего в ресторане, и у преподавателя консерватории Георгия Ершова. Это трехгодичное обучение было самым продолжительным систематическим обучением музыке в жизни Паницкого. Музыкальных учебных заведений он не заканчивал и с точки зрения академического образования остался самоучкой. Позже из-за отсутствия диплома его не взяли преподавать в Саратовскую консерваторию.
– Несмотря на отсутствие образования, обработки народных мелодий он делал на высоком профессиональном уровне, продолжая традиции русских композиторов, хотя не являлся композитором, — говорит заведующий кафедрой народных инструментов Саратовской государственной Консерватории им. Л.В. Собинова, доцент Вячеслав Бондаренко. — Он был одним из первых, кто так серьезно и высокопрофессионально обратился к народной баянной музыке.
В 1927 году Паницкий, играя на гармони, победил в Саратовском губернском музыкальном конкурсе, его приняли в Союз работников искусств, благодаря чему начались регулярные концертные выступления. В 1929 году он устраивается баянистом-аккомпаниатором в Театр малых форм — сбылась его мечта освоить этот инструмент. Ко всему прочему, баян оказался технически удобен для незрячих людей.
– У пианистов клавиатура перед глазами, у скрипачей — гриф. Струна — гладкая, через нее не нащупаешь лад, тем более, если это безладовая скрипка. Только зрительно ты можешь определить, куда поставить пальцы. На баяне это проще: есть насечка на клавишах, ты учишься играть аппликатурными позициями — расстановкой пальцев. Баян сделан так, что многие музыканты не смотрят на клавиатуру. Левая клавиатура у нас вообще слепая, баянист ее не видит, когда играет. Поэтому на баяне можно играть на ощупь, — поясняет Бондаренко.
В начале 30-х годов практически не было ни нотных изданий, ни педагогических пособий по баяну. В музыкальных училищах только-только появлялись первые классы народных инструментов, говорить о высшем образовании для «народников» не приходилось. В Саратовской консерватории первый класс баяна набрали в 1956 году. Паницкий оказался у истоков академизма этого полународного инструмента, преподавал баянное искусство в саратовском музыкальном училище.
– Я приехал в Саратов из Могилева, чтобы учиться у Паницкого. Хотя можно было поехать в Москву, в Минск, — вспоминает профессор кафедры народных инструментов Саратовской государственной Консерватории им. Л.В. Собинова, заслуженный деятель искусств РФ Валерий Ломако. — Услышал по радио, баян звучит иначе, ни как у других, поет баян!
В 1939 году Паницкий выиграл Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах — пришло признание. Он ездил с концертами по стране, работал в Саратовской филармонии. В годы Великой Отечественной войны Паницкий много выступал на фронте, ездил в разрушенный Сталинград. Народную любовь принесло Паницкому и радио, в те годы еще не было записи, концерты шли в прямом эфире.
– Ему приходили письма со всех концов страны с адресом «Саратов —Паницкому», — рассказывает Ломако. — Баян — это ведь большая гармошка, а на гармошке играют частушки, народные песни. Он знал, что люди хотят слышать и давал им это, при этом давал в мастерской упаковке.
К концу 40-х искусство Паницкого достигает своего расцвета: он занимается не только обработками народных мелодий, но и переложением для баяна классических произведений мировых композиторов: Бородин, Глинка, Мусоргский, Чайковский, Бах, Россини, Шопен — это далеко не полный список. Обычно разучивал произведения на слух — с пластинок, магнитофонных кассет и живого звучания инструмента, для него играли друзья-музыканты. «Я готов слушать без конца вашу поэтическую игру. После встречи с вами баян стал для меня открытием», — говорил в адрес Паницкого композитор Исаак Дунаевский.
Баян, на котором играл Иван Паницкий. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»
Баян, на котором играл Иван Паницкий. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»
– У него не было случайных звуков,— подтверждает Валерий Ломако. — Как-то мы сидели у него дома, он что-то наигрывал. Я положил руку ему на спину, а она вибрировала, потому что он вкладывался в каждый звук.
Благодаря Ивану Паницкому баян перестал восприниматься как большая гармошка, на которой играли самоучки из народа, а встал в один ряд с признанными академическим инструментами — фортепьяно, скрипкой.
Паницкий стал первым в нашей стране баянистом, которому в 1957 году присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. А вот звание «народного» он так и не получил.
– Его проводили на пенсию, написали в приказе высокие слова и все. Где-то он еще разово выступал, но потихоньку все уходило, — вспоминает Ломако. — Хотелось сделать что-то, чтобы не забыли человека, мы на кафедре народных инструментов в 1973 году организовали конкурс, посвященный творчеству Паницкого. Конкурс его имени при жизни нам не разрешили проводить. Иван Яковлевич присутствовал там в качестве почетного члена жюри. Что-то ему нравилось, что-то не очень, но когда его спрашивали, он всех хвалил.
Скончался Иван Паницкий в апреле 1990 года. В начале 2000-х высказывалась идея присвоить Саратовской областной филармонии его имя, но в результате она была названа именем композитора Альфреда Шнитке, родившегося на саратовской земле. А в память о баянисте-виртуозе на базе консерватории проходит  фестиваль «На родине Паницкого», на который приезжают музыканты со всей страны. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ