«Кто первый, тот и победил»
Фото: Мария Лукоянова

Фото: Мария Лукоянова

Корреспондент «Русской планеты» проверила на себе преимущества и недостатки электронной регистратуры

Очередь в поликлинике Заводского района Саратова образуется задолго до начала приема у терапевта. Бывалые пациенты приходят заранее, чтобы первыми попасть в кабинет к врачу. Корреспондент «Русской планеты» оказалась пятой в «живой очереди», к ее попытке пройти в назначенное по записи время другие пациенты отнеслись недружелюбно.

- То, что у вас на 15:45 электронная запись, ничего не значит, тут живая очередь! У людей — раньше вашего, но все равно стоят, ждут, — заявляет женщина средних лет.

- У меня дела, я на это время планировала, — робко парирует корреспондент «Русской планеты».

- У всех дела, — вмешивается другая пациентка. — У меня сын-инвалид дома один, но я жду.

Услышав нарастающую ругань в коридоре, из врачебного кабинета выходит медсестра и строго заявляет: «Все пойдете по записи!»

По телефону проще

Министерство здравоохранения области заявило, что с 2012 года более 260 тыс. пациентов записались на прием к врачам с помощью электронной регистратуры. В этом году услугой воспользовались 183,7 тыс. пациентов. По отчету ведомства, электронная запись организована в 112 областных медицинских учреждениях и в 32 саратовских. Насколько электронные очереди упростили жизнь саратовских пациентов и врачей?

Пытаясь оформиться в электронной регистратуре через интернет, корреспондент «Русской планеты» столкнулась с тем, что просто внести данные паспорта и полиса ОМС недостаточно. Нужно сначала написать заявление о согласии на обработку персональных данных в поликлинике по месту жительства, в противном случае электронная регистратура просто вас не авторизует.

- В нашей поликлинике заявление обрабатывается в течение двух дней, человек вносится в базу, после чего может записываться к любому врачу, — пояснила корреспонденту «Русской планеты» главный врач детской городской поликлиники № 2 Наталия Лукьянова.

Через электронную регистратуру можно записаться на прием не только к врачу районной больницы, но и к специалистам региональных медучреждений, например, в Областную клиническую больницу. Но попасть к специалисту этой клиники можно только по направлению из районной поликлиники, за которым придется все-таки отстоять очередь.

Труднее всего в очередях приходится маленьким пациентам. Объехав несколько детских поликлиник, корреспондент «Русской планеты» в каждой увидела очереди мам с детьми. Из опрошенных родителей записью через интернет не пользуется никто: проще «по старинке в регистратуру позвонить». По словам Натальи Лукьяновой, каждый второй ее пациент доволен, что существует запись, а каждый первый — недоволен. Из дома записываются единицы, при том, что в неделю поликлиника обслуживает порядка 3 тыс. человек. Врачи недоумевают, почему так происходит.

- У нас на сайте есть образец этого заявления, можно скачать, заполнить и принести его. Мы обклеили всю поликлинику объявлениями, раздавали бланки родителям, будем раздавать памятки с информацией о сайте и электронной регистратуре, — говорит замглавврача по обязательному медицинскому страхованию детской городской поликлиники № 2 Владимир Сазонов.

- У нас много молодых родителей, которые умеют пользоваться интернетом. Казалось бы, они должны быть продвинутыми в этом вопросе, — рассуждает Лукьянова. — Это такое удобство — не стоять у трубки, не ждать, пока регистратор предложит тебе время.

Врачи признаются, что неполадки с электронной очередью возникают постоянно, хотя в поликлинике новое оборудование и сверхскоростной интернет:

- Бывают случаи, когда у человека, который записался из дома через электронную регистратуру, стоит время 08:10, а у нас не может такого быть, потому что интервал приема всегда 15 минут. Или электронная регистратура позволяет записаться из дома на то время, которое уже занято по записи. Эта проблема, я думаю, возникает из-за постоянных перенастроек программы, — говорит Сазонов. — Мы пишем в Горздрав, в фирму технической поддержки, они работают над этим, но программа «сыровата».

Администрированием электронной очереди в поликлинике занимаются совместители, работающие параллельно в двух-трех местах. Медучреждение не может предложить им конкурентоспособную зарплату, чтобы обеспечить себя специалистами на весь день, поэтому те приходят устранять недостатки по факту.

«Здесь от нее толков нет»

Чтобы работать с электронной регистратурой, врачи и медсестры прошли обучение в специализированной фирме. В нынешнем году обучение врачей и техподдержка осуществлялись за счет Минздрава. За бюджетные деньги закупили оборудование и программное обеспечение. Но со следующего года поликлиника начнет оплачивать услуги технической поддержки и расходные материалы за свой счет, из средств, «списанных» с медицинских полисов пациентов. По государственной программе поликлинике дали только 2/3 того, что нужно:

- Подразумевается, что доктор, принимая больного, заполнил определенную форму на компьютере, а не от руки, распечатал ее и вклеил в карточку, это ускоряет работу, но компьютеров и принтеров не хватает, — говорит Сазонов.

В целом же медики положительно оценивают нововведение:

- Раньше были листы самозаписи, они раскладывались на столе, к каждому врачу — свой журнал с графиком приема. Это неудобно, потому что один пациент мог записаться к одному и тому же доктору на разное время и дни, трудно было осуществить контроль за самозаписью, пояснила главврач Лукьянова.

- Работа наша упростилась, — добавляет ее заместитель Сазонов, — листы записи — это не XXI век. Сначала были трудности, но теперь стало легче, регистраторы обучились.

Мама Лариса пользовалась электронной регистратурой во взрослой больнице, но в детской не делает этого, поскольку фактически все равно приходится высиживать очередь. Со своим двухлетним сыном Леней она бывает в больнице минимум раз в месяц:

- Это не частная клиника, где записался на время, приехал, и тебя в это время приняли. Здесь толку от нее нет: кто первый, тот и победил. Особенно тяжело с «грудничками», иногда стоишь по часу, таких маленьких, конечно, пропускают без очереди, но все равно трудно. Поэтому иногда, чтобы не стоять, едешь в частную клинику, отдаешь деньги и без проблем делаешь, что тебе нужно.

Как видим, пока нововведение, призванное экономить время пациентов, работает в поликлиниках Саратова с большими оговорками. Многие пациенты не понимают, зачем вообще нужна электронная очередь, ведь жизнь она им не облегчила. По наблюдению корреспондента «Русской планеты», самые востребованные специалисты — невролог, хирург и терапевт. У их кабинетов всегда очередь, которую фактически регулируют не электронная запись или врачи, а сами пациенты.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»