Дежурство стратегического значения
Фото: Сергей Бабкин

Фото: Сергей Бабкин

Корреспондент «Русской планеты» провел день с уборщиками снега на дорогах

Суббота в Саратове с утра не задается: часов в пять заряжает небольшой снег, а на центр города спускается туман. Что творится на подъезде к областному центру, страшно подумать. Дорожные рабочие уже в половине шестого заступают на холодную трассу. Гусельский мост, хотя и находится на окраине города — место очень оживленное и стратегически важное. Когда на ремонт закроют «старый» мост через Волгу, на эту переправу рванут тысячи автолюбителей. Где-то здесь и расположена одна из баз фирмы «Зоринка», которая по госконтракту содержит участок из нескольких эстакад. Ежедневно по этим дорогам колесят и транзитники, везущие грузы в Саратов, и жители местной «Рублевки», как называют коттеджные поселки Сосенки и Усть-Курдюм. Одним словом, предстоит чистить многокилометровый мостовой переход: начинается наша зона от выезда из города, а завершается Марксовской развязкой. Хорошо еще, что снега много не навалило.

– Прогноз погоды стараемся получать из всех источников, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» наш «прораб», начальник участка Александр Чупрыненко. — И саратовский метеоцентр информацию дает, и Интернет, конечно, смотрим. Но сегодня ничего страшного не случится. Пока что ясно, температура около нуля. К вечеру — до минус 3 обещали.

Примерно в шесть утра на дорогу выходят снегоуборочные «КамАЗы». Что и где надо чистить — видно на мониторе из диспетчерской.

– Да, сегодня точно повезло, — продолжает начальник участка. — Машин в субботу мало, но довольно часто случается попадать в неприятные ситуации.

Во время уборки улиц большегрузы идут колонной с включенными желтыми маячками. Правила категорически запрещают «гражданским» водителям встраиваться в организованную транспортную колонну.

– Ты едешь впереди, чистишь снег, высыпаешь реагент, а сзади уже кто-то гудит и фарами мигает: мол, в другой ряд сверни, пропусти, — рассказывает Александр. — А ведь гораздо лучше подождать и поехать уже по очищенной автостраде.

Да и потом, легко сказать — «сверни и пропусти». Снегоуборочный «КамАЗ» не может позволить себе такие резкие маневры на оживленной дороге. А в дни, когда снегопады становятся интенсивными, выводить на магистраль приходится еще более мощный агрегат, который стоит на базе, под эстакадой. Это «Урал» с танковым двигателем. Он способен отбрасывать огромные валы снега на 30 метров.

Как только «КамАЗы» покидают мост, в дело вступает новая бригада. Мост, говорят работники «Зоринки», это не просто дорога. Тут за многим приходится следить: не должны забиваться деформационные швы и трубы, отводящие вниз талую воду. На эстакадах есть целая куча всяких объектов, на которые не обратишь внимания, если не влезешь в спецовку со светоотражающими элементами и не вооружишься лопатами. Чистить нужно не только основную дорогу, но и остановочные павильоны, и дорожные знаки, на которые часто налипает снег. Чистить нужно вручную. Бригадой, которая и занимается этой заведует Владимир Тимофеев. В «Зоринке» он уже девятый год. Когда-то и сам был водителем, а теперь оказался по другую сторону дороги. В первые дни были какие-то неловкие ощущения, но потом Владимир Юрьевич уже «заболел» работой и втянулся.

– Раньше я работал на фуре, занимался междугородными перевозками, — говорит руководитель бригады. — Когда встал вопрос о новой работе, то сразу пришел сюда. И работа важная, и от дома недалеко ехать — словом, все совпало.

На базу Владимир направляется из соседнего поселка Дубки с таким расчетом, чтобы уже в 7:45 быть на месте. В служебной «ГАЗели» есть весь инвентарь: роторы для очистки, лопаты, конусы для ограждения. Там же размещаются шестеро рабочих бригады. На трассе часто бывает холодно, но, чтобы не сковывать движения, все надевают обычную утепленную спецовку и валенки — ничего лишнего. Если замерзнешь — можно отогреться в машине.

– Кому-то, конечно, нравится, что павильоны на остановках чистят, — говорит Владимир Юрьевич. — Но есть и такие, кто возмущается: почему это вы с шести утра не дежурите?

Не успевает бригада начать убирать снег на остановке, как к ней подруливает иномарка, и водитель с важным видом достает из багажника пакет с остатками загородного застолья. В урну он не помещается, и тогда мужчина просто мусор прямо на дорогу.

– А почему с собой не везете до города? — интересуются рабочие.

– Тебе надо — ты и уберешь, — отвечает автомобилист.

У дорожников есть свой сленг. Ус — это протяженное ответвление мостового перехода, а есть еще и короткие съезды — восьмерки. Несколько месяцев, как говорят рабочие из бригады, — оптимальный срок, чтобы научиться понимать саратовский мостовой фольклор. Например, один из участков называется Лазебников ус. Точно сейчас его историю мало кто вспомнит, но любой рабочий расскажет, что ответвление названо в честь одного из первых директоров местного дорожного предприятия.

За время дежурства нужно очистить так называемые «волны» — барьерные ограждения между проезжими частями. Эта работа выполняется на оживленной трассе, и первые ощущения — тревожные.

– После грузовика чувствовал себя сначала странно, — рассказывает Владимир. — Даже страшновато было: все-таки ты стоишь на дороге, а вокруг тебя машины носятся.

Расположенные вдоль моста на Гуселке шумозащитные экраны, у дорожников — «стекла», чистить не надо: слишком холодно. Их отмывают перед сменой сезонов, так что следующий «банный день» у этих «стекол» будет весной. К часу дня бригада прибывает на «нулевой пикет» — начало мостового перехода в Пристанном. За дежурство в выходной день все получат повышенное вознаграждение. Семья Владимира Тимофеева с пониманием относится к его работе, тем более что зарплата у него неплохая и стабильная. Домочадцы не злятся, когда приходится ждать главу семейства в прямом смысле от заката да рассвета. А так было, припоминает Владимир Юрьевич, два года назад, когда в страшные снегопады машины собирали валы в человеческий рост. Все это нужно было погрузить в машины, потом — везти на полигоны, которые обустраивают в разных местах на выезде из Саратова.

Ближе к обеду на базе нас дружным лаем встречают собаки — под охрану объекта «заточены» не только скалозубые взрослые «двор-терьеры», но и милые на вид щенки. Все заходят в теплый вагончик — попить чаю и подождать, что скажет начальство. День формально еще не окончен — после 13:00 по плану контрольный объезд с начальником участка.

– Вот здесь, на мосту, — показывает вниз начальник участка Александр Чупрыненко, — есть световая сигнализация для капитанов судов. Сейчас навигация у нас закрыта, а в остальное время ее постоянно чистят, рабочие проверяют, не нужно ли менять лампочки. Дело ответственное: по этому свету корабельщики ориентируются, под какую опору направить баржу.

Конец нашего участка — за следующим «тюфяком». Так рабочие зовут укрепление моста на островных частях: во время паводка эти места часто затапливаются, «тюфяк» как раз и нужен, чтобы не размывались несущие конструкции эстакады. Итак, ни до, ни после этого «тюфяка» ни одного проблемного места на переходе Чупрыненко не видит. В этот самый момент у начальника звонит «мобильник». Начальнику участка сообщают: у переезда через Волгу кто-то разбросал кирпичи.

– Убрали уже давно, — говорит Александр. — Наши такого не пропускают.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»