В 90-е было опаснее, сейчас — выше конкуренция
Фото: Татьяна Бондаренко

Фото: Татьяна Бондаренко

Как изменилась работа таксистов в Саратове за 15 лет

Сергей Николаевич начал таксовать в 1992 году, подрабатывал вечерами на служебной «Волге»:

– Шашечек не было. Дежурил на вокзале, возле ресторанов «Радуга» и «Южный» — там стояли человек 5, работали по «живой очереди». Знакомый официант поставлял пассажиров: предлагал услуги такси и провожал в машину. Контингент был из «поднявшихся» кооператоров и братков.

В хороший вечер Сергей зарабатывал половину месячного оклада — 1,5-2 тысячи рублей «гайдаровскими деньгами» (до денежной реформы 1993 года — Примеч. автора):

– Стоимость поездки определял по клиенту: «денежным» людям — сам завышал, нетрезвые клиенты деньгами швыряли,— говорит он.

К середине 90-х частный извоз перестал приносить хорошие деньги, Сергей его забросил, а пять лет назад снова «встал» у ж/д вокзала, совмещая с другой работой:

– Не оформляю лицензию, потому что не занимаюсь этим постоянно. Доказать надо, что я за деньги везу.

Другой таксист, Дима, годится Сергею Николаевичу в сыновья, ездит легально: отдает 1600 рублей в неделю службе такси — те «скидывают» номера клиентов. Лицензию, таксистскую страховку, «шашки», счетчик-коммуникатор стоимостью 5000 рублей приобрел за свой счет.

– Контингент пассажиров за эти годы поменялся,— говорит Сергей Николаевич, — много молодежи ездит, студентов, особенно по вечерам в выходные, после развлечений.

Раньше он часто возил предпринимателей новой волны, и приезжих.

– Почти каждый день возил таких с вокзала. Когда на «Локомотиве» открыли вещевой рынок, я развозил «челноков»: ценный товар домой забирали.

Постоянным клиентам Сергей давал домашний номер телефона, те «вызывали» по необходимости. В первый год его работы еще действовали талоны на продукты: он возил клиентов к знакомым самогонщикам на Сенной рынок, где круглосуточно продавали водку: в магазине бутылка стояла 50 рублей, у спекулянтов — 100-120 рублей.

В 90-е могли избить за стоянку на чужой территории. Место на прибыльном вокзале оплачивалось — 20-30% от дневной прибыли: кто-то отдавал бандитским группировкам, кто-то — милиции. За поездку в опасные места брали двойную «таксу»: славились криминальной обстановкой Комсомольский поселок, «Пролетарка» в Заводском районе, Солнечный, Агафоновка. Сергей Николаевич приобрел травматический пистолет, кое-кто из таксистов, по его данным, имел огнестрельное оружие.

В наши дни у легальных таксистов на коммуникаторе есть кнопка тревоги: диспетчер звонит водителю, пославшему сигнал, если ответа нет, на помощь едут ближайшие такси.

Ездить «по счетчику» дешевле, а водители-частники, по словам Сергея Николаевича, включают в стоимость поездки и обратный путь, когда возвращаются без клиента на исходную точку.

– Есть определенная «такса» на разные расстояния, никто из таксистов, работающих на одной точке, не повезет дешевле.

Ожидая клиента, время коротают разговорами, сном и чтением. Ждать приходится несколько часов. Чтобы согреться, Сергей Николаевич включает мотор, жжет бензин впустую.

Ждет клиентов и Дима. Город поделен на районы, даже когда есть заказ на его район, перед ним может быть несколько водителей. Существует «система приоритетов»: кто клеит на машины рекламу с номерами службы такси, тому дают заказы в первую очередь

Дима ездит обедать домой. У Сергея Николаевича — термос с горячим чаем, а под теплыми ботинками шерстяные носки: важно держать ноги в тепле.

Сергей Николаевич уходит «ловить» клиентов с прибывающего московского поезда. Расчет на то, что приезжие не знают местных цен и телефонов саратовских служб такси. И легальные, и нелегальные таксисты не носят вещи пассажиров, за исключением редких случаев: «Мы не грузчики», — заявили оба.

За поездку, которая «по счетчику» обошлась бы в 200 рублей, Сергей Николаевич взял с клиента 350, мотивируя тем, что ехать в гору по плохой дороге. Доехать до окраины Энгельса — 700 рублей. За полный рабочий день таксист-нелегал зарабатывает 1-2 тысячи. Легальный в будни — около 1000, в выходные — 2000-3000 рублей. В выходные велик спрос на ночное такси. Ночь меняет людей: днем более адекватные клиенты, ночью больше «загулявших» и зарвавшихся.

Перед поездкой Сергей Николаевич снимает «шашечки» — без них доказать, что он занимается частным извозом почти не возможно.

– С 17 декабря по 10 января в Саратове прошла операция «Нелегальный таксист»: работающих незаконно выявляли 2 раза в неделю с помощью подставного клиента, —рассказал «Русской планете» старший государственный инспектор отдела ГИБДД УВД по Саратову Алексей Строгов. — По его данным, нелегалы есть даже в крупных службах саратовских такси: официально оформляют несколько машин, а потом набирают водителей с личным авто, без лицензии и «шашечек».

– Плата за проезд в такой машине расценивается как незаконное предпринимательство, мы не имеем право сами составлять протокол — это компетенция отдела исполнения административного законодательства полиции. Можем только остановить машину для проверки лицензии. После составления протокола материал передается в арбитражный суд, — пояснил Строгов.

Штраф за езду без лицензии 500-1000 рублей, нелегальное использование «шашечек» — 5000 рублей. Служба такси не несет никакой ответственности за то, что предоставила нелегалам клиента.

Эстафета Олимпийского огня и теракты в Волгограде принесли таксистам неудобства: полиция строго ограничила подъезд к вокзалу и стоянку в запрещенных местах, в день эстафеты и накануне работать было невозможно. До сих пор в районе вокзала и прилегающих улиц работают эвакуаторы, из-за этого некоторые таксисты-частники перебрались с привокзальной площади на парковочные места Московской улице.

Кроме вокзала, местами скопления нелегалов являются район проспекта Кирова, 3-я Дачная, Славянская площадь и Сенной рынок.

Пользоваться легальным такси дешевле и безопаснее.

– За нарушение правил дорожного движения, хамство, ненадлежащее состояние машины водителя могут снять с линии на сутки-двое или уволить. Если водитель отказался взять неадекватного клиента, но выяснилось, что пассажир нормальный, водителя накажут, — пояснил корреспонденту директор диспетчерской службы такси «Везет. Заказ такси» Сергей Галайчук.

При устройстве в легальную службы такси машину обследуют механик, стаж вождения кандидата должен быть не меньше 5 лет. Перед выездом машину надо мыть: хотя бы двери, стекла и номера.

Сергей Николаевич держит машину в чистоте:

– Клиенту нужно создавать условия, но хозяин в машине я. Пьяных стараюсь не возить, загадят машину — себе дороже.

«Шашечки» стоят около 1000 рублей, но рынок этих услуг разрастается, нелегалу прожить все сложнее: душит легальная конкуренция. Сотовые телефоны позволяют в любую минуту вызвать машину из службы такси. Дима подтверждает: прошлым летом он ждал заказа 10-15 минут, теперь — в среднем час, раньше в центре города стояло 40-50 такси, теперь около 100-130.

В Саратове прошла эстафета Олимпийского огня Далее в рубрике В Саратове прошла эстафета Олимпийского огняОдни увидели факел и шоу, другие — лужи, мусор и полицейские участки Читайте в рубрике «Титульная страница» Сдали своегоРоссия депортировала одессита, спасшегося из Дома профсоюзов. Теперь ему грозит тюрьма Сдали своего

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»