Новые крылья
Остатки взлетно-посадочной полосы Саратовского авиационного завода Фото: Денис Жабкин

Остатки взлетно-посадочной полосы Саратовского авиационного завода Фото: Денис Жабкин

Эксперты — о рентабельности, перспективах и источниках восстановления саратовского авиационного завода

Саратовский авиационный завод — в прошлом одно из крупнейших авиастроительных предприятий страны, выпускавшее самолеты Як и обеспечивавшее работой более 30 тысяч человек. В 2000-х годах завод был объявлен банкротом, сегодня часть его территорий занята другими объектами. Оставшиеся цеха и аэродром находятся в полуразрушенном состоянии. На прошлой неделе власти региона заявили о возможности восстановления САЗа и выпуска там маломерных самолетов. В четверг, 20 ноября, в Саратов приезжают специалисты «Ростеха», они осмотрят несколько площадок для производства, приоритетной среди них является площадка САЗа. «Русская планета» побеседовала с экспертами о возможном будущем саратовского авиационного производства.

13 ноября в ходе обследования территории бывшего завода губернатор Саратовской области Валерий Радаев заявил о возможности размещения на территории его аэродрома производства легких транспортных самолетов. Там есть цех площадью 8000 кв. метров, место для взлетно-посадочной полосы, подведены необходимые инфраструктурные коммуникации. Также кроме авиационного завода на территории предприятия, по словам главы региона, может появиться сельскохозяйственный рынок.

В Саратове могут начать выпуск легких самолетов российско-австрийского производства Diamond Aircraft. Их вместимость до 19 человек, дальность полетов — от 400 до 1000 км, сообщает портал «Бизнес-вектор».

В прошлом году российская корпорация «Ростех» подписала соглашение с компанией Diamond Aircraft Industries о производстве таких самолетов на одном из своих предприятий — Уральском заводе гражданской авиации. Тогда же саратовские власти заговорили о возрождении производства на САЗе.

Для восстановления предприятия нужна общая промышленная база страны, которой сейчас нет, считает ветеран завода, бывший хранитель музея САЗа Валентин Аристархов. Восстановление производства на основе иностранных технологий и комплектующих, по его мнению, не позволит развиваться отечественной и местной промышленности, востребованной останется лишь «дешевая рабочая сила».

– Станков нет, станкостроительной промышленности нет. Авиастроение дает до 8-9 рабочих мест в других отраслях народного хозяйства: химии, электроники, металлургии. Этого ничего у нас нет. Где будут летать эти легкомоторные самолеты? Раньше они летали по области — в Перелюб, Красноармейск. Есть сейчас такая необходимость, есть ли там площадка для принятия самолетов, штат? — задается вопросами Аристархов.

Остается открытым вопрос наличия квалифицированных кадров для нового производства.

– Кадров нет: ни инженерных, ни молодых, которые встали бы за современные станки. При советской власти специалистам было по 40 лет, сейчас им 60 минимум, — говорит Аристархов.

Кадровую проблему для нового производства отмечает заведующий кафедрой менеджмента ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, полномочный представитель Института испытаний и сертификации вооружения и военной техники по Волго-Камскому региону Александр Гугелев.

– За 20 лет деградации и уничтожения завода навыки утеряны, а квалификация и компетентность работников ориентированы на устаревшие знания, — говорит эксперт.

По словам Гугелева, объем инвестиций, требующихся для восстановления авиационного производства, зависит от многих факторов: серийности продукции, глубины кооперации, полноты охвата жизненного цикла изделия.

– Практически все специалисты сходились во мнении о балансовой стоимости САЗа в 8-9 миллиардов рублей, в ценах 2006 года. Это построение нового завода с современным оборудованием. Подобные проекты на западе обычно обходятся в районе 600 миллионов долларов.

Гугелев отмечает, что авиастроение всегда было уделом государства или крупных корпораций. Саратовский региональный бюджет не в состоянии «потянуть» такой проект самостоятельно.

– Сейчас говорить о конкретных объемах инвестиций преждевременно, мы работаем вместе с «Ростехнологиями» и стараемся, чтобы выбор производственной площадки под строительство завода выпал именно на Саратовскую область. Компания рассматривает несколько площадок в нескольких регионах, мы стараемся показать наши конкурентные преимущества, чтобы выбор выпал на нас, — пояснила РП пресс-секретарь губернатора Нина Попова.

20 ноября в Саратов прибыли специалисты «Ростеха», они осмотрят площадку САЗа. После этого будет принято решение о размещении или не размещении производства в регионе и составлен проект с учетом сметной стоимости. Об этом РП сообщили в пресс-службе министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области. Как пояснили в министерстве, ситуация прояснится ближе к концу ноября. Сегодняшнее прибытие специалистов «Ростеха» подтвердили РП и в пресс-службе губернатора.

По мнению, Гугелева восстанавливать завод рентабельнее на прежнем месте:

– Восстанавливать завод необходимо, память и надежды на справедливость бывших заводчан связаны с восстановлением авиационного завода на старом месте. Иные площадки еще более затратные: инфраструктура Заводского района изначально комплектовалась под обеспечение промышленности трудовыми, логистическими, энергоресурсами, — считает эксперт.

Для восстановления производства нужна взлетно-посадочная полоса в 1,2 км. Сейчас, на бывшем аэродроме САЗа, остались только ее следы. Территорию аэродрома частично используют автомобильные школы, рядом построены жилые дома. Губернатор Радаев предложил переместить полосу в сторону Волги или продлить ее.

Несмотря на удручающее состояние заводских территорий, у САЗа имеются возможности для производства и испытаний маломерных самолетов, считает бывший летчик-испытатель 1-го класса завода Иван Широченко.

– Если это маломерные самолеты, то аэродром можно сделать и цеха там еще остались, но нужны специалисты, экономисты, технологи. Для маломерных длина полосы не большая, около километра. Если самолеты будут на 10-15 человек, им полоса нужна меньше, — говорит собеседник РП.

В Жуковском и Астраханской области, по его словам, остались школы летчиков-испытателей, способные обеспечить кадрами восстановленный САЗ.

Рядовые саратовцы, судя по обсуждениям в социальных сетях, приняли идею восстановления САЗа положительно, но до конца не веря в это, предлагают альтернативные варианты использования территории: устроить там аквапарк или планетарий.

Фестиваль с накладками Далее в рубрике Фестиваль с накладкамиТеатральный фестиваль имени Олега Янковского начался с отмены спектакля Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»