Религия новой гуманности
Чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может. Фото:  Владимир Смирнов/ТАСС

Чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может. Фото:  Владимир Смирнов/ТАСС

Какие вероисповедания будут актуальны в будущем и как наука повлияет на воспитание подрастающего поколения — рассказал философ Дмитрий Петров

В конце апреля саратовскому проекту «Открытая среда» исполнился год. Эта дискуссионная и образовательная площадка ежемесячно собирает тех, кто интересуется историей, культурой и искусством, а также современной политико-экономической ситуацией, на бесплатные лекции ведущих саратовских филологов, историков, философов и общественных деятелей. Тему, как правило, выбирает приглашенный эксперт, а главное пожелание организаторов — это использование живой, общедоступной, неакадемичной манеры изложения. На днях в Саратове состоялась открытая лекция на тему «Религия и будущее», ее провел религиовед и философ, доцент кафедры теологии и религиоведения СГУ Дмитрий Петров. В рамках встречи ученый попытался ответить на такие вопросы: какое будущее рисуют мировые религии человечеству и почему, что произойдет по прошествии веков с христианством, сможет ли когда-либо наука доказать или опровергнуть существование Бога?

– Наш мир сильно меняется. Многие люди, в том числе в России, обеспокоены будущим — и своим, и страны, и в целом человечества. Отчасти эта обеспокоенность связана и с религией. С одной стороны, она становится поводом для социальных и политических конфликтов, с другой стороны многие философы, религиоведы, богословы видят в изменениях, которые происходят сегодня в религии, позитивный потенциал для будущего людей.

– Какие аспекты вы затронули во время встречи с аудиторией?

– Прежде всего, я говорил о религиозной футурологии — это комплекс знаний и представлений различных религий о будущем человечества, отдельного человека и Вселенной. Ведь именно религия первой заговорила о будущем — эту тему мы встречаем в контексте самых ранних религиозных культур. И в связи с многообразием мифологических религиозных систем встречаются самые разные проекты будущего человечества. Для нас самая известная эсхатология изложена в Откровении Иоанна Богослова, это одна из книг Нового Завета. И уже от религии эстафету размышлений о будущем приняла наука — так появилась научная футурология, которая сегодня стала междисциплинарной отраслью,  интересной и естественным наукам, и гуманитарным, в том числе, религиоведению. Еще один аспект, который я затронул на лекции —  тема загробной жизни, что происходит после смерти? Это волнует каждого человека, и данный фактор подогревает интерес людей к религиозной футурологии. Религии говорят об этом по-разному — на лекции я упоминал, например, древнеегипетскую книгу мертвых, значительно повлиявшую и на христианскую культуру, а также Бардо Тхедол «Тибетскую книгу мёртвых»,  православную книгу «Мытарства блаженной Феодоры».

– Если коротко, что же обещают человечеству основные мировые религии?

– Авраамические религии — христианство, ислам, иудаизм — дают единую концепцию, мне кажется, она в той или иной мере известна всем. Один вариант пути развития человечества — взаимное истребление и пришествие Антихриста, либо же человечество изменится, и катастрофы удастся избежать, тогда наступит Царство Божие на Земле. Однако христианство в своем Апокалипсисе говорит, что катастрофа все же случится. Затем последуют Второе пришествие и Страшный суд, и вот после них начнется новая эра для человечества, где не будет ни войн, ни корысти. В буддизме своя космология. Согласно буддистским представлениям, Вселенная циклически возникает и исчезает. И, если бы все люди приблизились к святым, развив в себе высокий уровень сострадания, вот тогда бы наступила Нирвана. В более древних религиях — две основные идеи. Одна — о том, что Вселенная рождается и умирает, и это естественный процесс, как зима и весна. Другая говорит, что человечество исчезает, потому что боги наказывают его за грехи, но потом все же создают новое. Это если очень схематично и коротко.

– А что ждет саму религию? Есть какие-то теории на сей счет?

– Существуют научные концепции, которые пытаются спрогнозировать, как изменится религиозность людей, сами религиозные институты.  Одна из них, возникшая еще в XIX веке, говорит, что религии в будущем не будет вовсе. Подобный прогноз появился в связи с развитием естественных и гуманитарных наук. Такие выдающиеся мыслители, как Карл Маркс, Огюст Конт, Зигмунд Фрейд, да и многие другие, писали, что наука в течение 50-100 лет попросту вытеснит религию и возьмет на себя ее важные для развития общества функции. Но эти ученые поторопились, хотя и угадали некоторые тенденции. Например, наука действительно частично переняла у религии объяснительную функцию. Она более эффективно объясняет устройство мира, строит более логичную его картину. Кроме того, наука сегодня может помочь человеку в формировании собственного представления о смысле жизни, о счастье. Тем не менее, заменить религию она пока не смогла, и тому подтверждение огромное количество верующих людей.

– Прежде всего, она не может удовлетворить потребность человека в трансцендентном — так  религиоведение называет высшие силы. Есть много научных концепций, в том числе нейрофизиологические, которые объясняют, почему человек хочет верить в Бога. Но чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может.  Я, как и многие верующие, считаю, что если Бога нет, существование становится плоским, душным, лишается какого-то важного и высокого измерения. К тому же именно религия дает надежду на бессмертие, хотя некоторые футурологи и предсказывают, что наука со временем продлит жизнь человека и, возможно, позволит жить вечно. Кроме того, на религии по-прежнему лежит воспитательная функция. Современное человечество пока не выработало гениальной педагогической концепции, и многие государства, в том числе и Россия,  делают большую ставку именно на силу религиозного воспитания.\

– Какие функции наука точно не смогла взять на себя?

– Прежде всего, она не может удовлетворить потребность человека в трансцендентном — так  религиоведение называет высшие силы. Есть много научных концепций, в том числе нейрофизиологические, которые объясняют, почему человек хочет верить в Бога. Но чем-либо заменить потребность в существовании Бога наука пока не может.  Я, как и многие верующие, считаю, что если Бога нет, существование становится плоским, душным, лишается какого-то важного и высокого измерения. К тому же именно религия дает надежду на бессмертие, хотя некоторые футурологи и предсказывают, что наука со временем продлит жизнь человека и, возможно, позволит жить вечно. Кроме того, на религии по-прежнему лежит воспитательная функция. Современное человечество пока не выработало гениальной педагогической концепции, и многие государства, в том числе и Россия,  делают большую ставку именно на силу религиозного воспитания. 

– Как вы думаете, удастся ли науке когда-либо доказать или опровергнуть существование Бога?

– Ответ на этот вопрос зависит от личного мировоззрения. В буддизме уже состоялось пересечение науки и религии. Христианство и западноевропейская наука по инерции находятся в конфликте. Но многие футурологи считают, что с развитием науки будут появляться косвенные подтверждения потусторонней реальности. Первые результаты совместных исследований буддистов и нейрофизиологов уже дают повод усомниться в нашей старой материалистической идее о том, что пустота — это ничто. Они обнаружили мощную энергию в вакууме. Многие футурологи считают, что религиозные организации ждет серьезная трансформация. История показывает, что они могут быть источником как наилучшего, так и наихудшего в человеке. Практически все религии были причастны не только к развитию грамотности, культуры, гуманизма, но и к религиозным войнам, шовинизму, поддержанию расистских идей. Это не дает современному человеку видеть в религии абсолютно позитивный источник для развития общества и уже сейчас сильно влияет на переосмысление ее роли в обществе. Сегодня очень силен момент комбинативности религиозного сознания. Люди не готовы безоговорочно принимать все, что им говорят, возрос уровень критического подхода к религиозной мифологии, учениям и институтам — это результат потери авторитета ведущих конфессий. История человечества знает, что религии могли просуществовать 3 000 лет, а потом исчезнуть, и им на смену приходили новые. Ряд экспертов считает, что произойдет революционный скачок в религиозном сознании, в результате чего возникнет религия «новой гуманности». Это не означает, что христианство или буддизм исчезнут. Они как раз раскрывают новый потенциал. Некоторые религиоведы прогнозируют, что произойдет слияние конфессий, а другие склоняются к тому, что новая религия станет вторым дыханием христианства.

Дмитрий Петров. Фото: из личного архива
Дмитрий Петров. Фото: из личного архива

– Дмитрий Борисович, одна из ваших научных работ была посвящена ценностному миру современного человека. Что он представляет собой, как меняется?

– Эту тему обобщать довольно сложно. Ценностный мир европейца сегодня склоняется в сторону секулярного, светского сознания, но при сохранении положительного отношения к религии. То есть, происходит синтез светских и религиозных ценностей. Европейская культура ищет золотую середину для социального, культурного и политического развития, там взят курс на гуманизацию законодательства. В США весьма своеобразная картина — там всегда существовал религиозный плюрализм, наличие множества религиозных организаций не мешает развитию светской культуры и не противоречит светскому законодательству. Сегодня, судя по опросам, там становится все больше атеистов и верующих, которые не причисляют себя ни к одной конфессии. В целом в современном обществе меняется морфология семьи, люди меньше ценят традиционный тип семейных отношений. Становится более лояльным отношение к странностям людей. В связи с развитием науки и техники меняется отношение человека к собственному будущему, люди стали гораздо больше значения придавать технологиям и связывать свое будущее с их достижениями. Человечество развивается интеллектуально, но, увы, не эмоционально.

– Этому можно как-то противостоять?

– Да, через культуртрегерство, популяризацию тех сфер жизни, которые способствуют развитию человечного в личности. С помощью литературы, религиозной культуры, религиоведения, философии, искусства. Просвещение не должно упираться исключительно в научно-технический прогресс. Некоторые футурологи говорят о возможном симбиозе человека и машины, и многих это радует. Но ведь неправильно, когда вдохновителем нашего будущего становится техника, а не человек.

Налоги-2016: как подсчитать и когда заплатить Далее в рубрике Налоги-2016: как подсчитать и когда заплатитьОбзор изменений налогового законодательства в Саратовской области Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»