«Баян перестал восприниматься как большая гармошка»
Иван Паницкий. Фото: neinvalid.ru (http://neinvalid.ru/)

Иван Паницкий. Фото: neinvalid.ru (http://neinvalid.ru/)

Виртуоз Иван Паницкий заставил академиков музыки прислушаться к народному инструменту 

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения легендарного музыканта, заставившего поверить многих в то, что народные инструменты способны наравне с фортепиано и скрипкой виртуозно исполнить любое классическое произведение. Уникальность Ивана Паницкого, заключалась в том, что, полностью потеряв зрение в младенчестве и не имея специализированного музыкального образования, он стал первым баянистом в стране, завоевал любовь публики и признание академических музыкантов.

Моцарт гармошки

Будущий музыкант родился в Балаково в семье хлеботорговца Якова Поницкова. Позже, начав концертную деятельность, он сменил родительскую фамилию «Паницков» на более звучную «Паницкий». Дата его рождения много лет оставалась неточной — «Справочник баяниста» А.П. Басурманова, изданный в 1987 году, указывает, что Паницкий родился 14 января 1906 года. То же самое написано в автобиографии музыканта, сохранившейся в его личном архиве на кафедре народных инструментов Саратовской консерватории. В начале 2000-х краевед Владимир Вардугин поднял метрическую книгу Христо-Рождественской церкви Балаково и выяснил, что на самом деле будущий виртуоз родился 31 декабря 1906 года по старому стилю или 14 января 1907 года по новому.

Во время крещения в холодной церкви младенец простудился – воспалились глаза. Фельдшер земской больницы закапал в них раствор ляписа (нитрат серебра, используемый в медицине. — Примеч. авт.) и случайно и бесповоротно лишил ребенка зрения. Главным средством постижения мира для маленького Вани стал слух.

Семья Паницковых была музыкальной: отец играл на разных инструментах, мама обладала прекрасным голосом, старшие дети Василий и Дмитрий были известными в селе гармонистами. С ранних лет у Вани проявилась тяга к музыке — в четыре года отец купил ему семиклавишную гармонь и отдал обучаться к местному гармонисту Федору Хаярову. Гармошка в те годы являлась одним из самых доступных простому люду инструментов. Гармонисты были самоучками, нотной грамоты не знали, а преподавание заключалось в том, что мастер показывал какими пальцами на какие клавиши нужно нажимать, постепенно у ученика вырабатывался слуховой навык. Ваня же, наоборот, сначала на слух запоминал сыгранную мелодию, потом подбирал ее на инструменте. За короткое время мальчик освоил много мелодий — от народных песен до вальсов и маршей — и стал давать в Балаково концерты, сольные и в составе трио с Хаяровым и братом Дмитрием. К тому же отец устроил его играть в трактире, по 12 часов в день. Душное, шумное прокуренное помещение — таким был «детский сад» Паницкого.

Первые азы классического музыкального образования Паницкий получил в 1915-1918 годах у преподавательницы фортепьяно Александры Бобылевой. Но не гармошка, не фортепьяно не давали того многоголосья, которое он искал. В 1918 году на пристани мальчик случайно услышал баян. Инструмент поразил его полифоническим звучанием. Так появилась заветная мечта, но этот инструмент тогда еще не выпускался в серийном производстве, а штучные образцы стоили недешево. К тому же, после смерти матери и появления в их доме мачехи трактирный заработок стал для Вани непременной обязанностью. Водила ребенка на работу сестра Анфиса, ставшая его «глазами» и на протяжении всей жизни помогавшая брату.

От столовой до Чайковского

В 1920 году Паницкий переехал в Саратов. Зарабатывал на жизнь игрой в кинотеатрах и заведениях общепита. Так, в столовой, находившейся напротив крытого рынка, он встретил свою будущую жену Прасковью Ивановну, работавшую там «подавальщицей» и уборщицей. Жена стала для Паницкого ангелом-хранителем: она вела быт, лечила мужа, не имея музыкального образования, изучила нотную грамоту, чтобы записывать его сочинения, и оберегала от плохих «друзей», желавших выпить с талантливым музыкантом. Владимир Галактионов в книге «Паницкий, или вечное движение» пишет, как один «товарищ», обманом пригласивший Ивана Яковлевича в ресторан, получил от нее удар, такой силы, что скатился с лестницы в подъезде.

Иван Паницкий. Фото: предоставлено кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории

Иван Паницкий. Фото: предоставлено кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории

В 20-е годы Паницкий загорелся идеей освоить скрипку. Он брал уроки у профессионального скрипача, как и он игравшего в ресторане, и у преподавателя консерватории Георгия Ершова. Это трехгодичное обучение было самым продолжительным систематическим обучением музыке в жизни Паницкого. Музыкальных учебных заведений он не заканчивал и с точки зрения академического образования остался самоучкой. Позже из-за отсутствия диплома его не взяли преподавать в Саратовскую консерваторию.

– Несмотря на отсутствие образования, обработки народных мелодий он делал на высоком профессиональном уровне, продолжая традиции русских композиторов, хотя не являлся композитором, — говорит заведующий кафедрой народных инструментов Саратовской государственной Консерватории им. Л.В. Собинова, доцент Вячеслав Бондаренко. — Он был одним из первых, кто так серьезно и высокопрофессионально обратился к народной баянной музыке.

В 1927 году Паницкий, играя на гармони, победил в Саратовском губернском музыкальном конкурсе, его приняли в Союз работников искусств, благодаря чему начались регулярные концертные выступления. В 1929 году он устраивается баянистом-аккомпаниатором в Театр малых форм — сбылась его мечта освоить этот инструмент. Ко всему прочему, баян оказался технически удобен для незрячих людей.

– У пианистов клавиатура перед глазами, у скрипачей — гриф. Струна — гладкая, через нее не нащупаешь лад, тем более, если это безладовая скрипка. Только зрительно ты можешь определить, куда поставить пальцы. На баяне это проще: есть насечка на клавишах, ты учишься играть аппликатурными позициями — расстановкой пальцев. Баян сделан так, что многие музыканты не смотрят на клавиатуру. Левая клавиатура у нас вообще слепая, баянист ее не видит, когда играет. Поэтому на баяне можно играть на ощупь, — поясняет Бондаренко.

В начале 30-х годов практически не было ни нотных изданий, ни педагогических пособий по баяну. В музыкальных училищах только-только появлялись первые классы народных инструментов, говорить о высшем образовании для «народников» не приходилось. В Саратовской консерватории первый класс баяна набрали в 1956 году. Паницкий оказался у истоков академизма этого полународного инструмента, преподавал баянное искусство в саратовском музыкальном училище.

– Я приехал в Саратов из Могилева, чтобы учиться у Паницкого. Хотя можно было поехать в Москву, в Минск, — вспоминает профессор кафедры народных инструментов Саратовской государственной Консерватории им. Л.В. Собинова, заслуженный деятель искусств РФ Валерий Ломако. — Услышал по радио, баян звучит иначе, ни как у других, поет баян!

В 1939 году Паницкий выиграл Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах — пришло признание. Он ездил с концертами по стране, работал в Саратовской филармонии. В годы Великой Отечественной войны Паницкий много выступал на фронте, ездил в разрушенный Сталинград. Народную любовь принесло Паницкому и радио, в те годы еще не было записи, концерты шли в прямом эфире.

– Ему приходили письма со всех концов страны с адресом «Саратов —Паницкому», — рассказывает Ломако. — Баян — это ведь большая гармошка, а на гармошке играют частушки, народные песни. Он знал, что люди хотят слышать и давал им это, при этом давал в мастерской упаковке.

К концу 40-х искусство Паницкого достигает своего расцвета: он занимается не только обработками народных мелодий, но и переложением для баяна классических произведений мировых композиторов: Бородин, Глинка, Мусоргский, Чайковский, Бах, Россини, Шопен — это далеко не полный список. Обычно разучивал произведения на слух — с пластинок, магнитофонных кассет и живого звучания инструмента, для него играли друзья-музыканты. «Я готов слушать без конца вашу поэтическую игру. После встречи с вами баян стал для меня открытием», — говорил в адрес Паницкого композитор Исаак Дунаевский.

Баян, на котором играл Иван Паницкий. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»

Баян, на котором играл Иван Паницкий. Фото: Татьяна Бондаренко / «Русская планета»

– У него не было случайных звуков,— подтверждает Валерий Ломако. — Как-то мы сидели у него дома, он что-то наигрывал. Я положил руку ему на спину, а она вибрировала, потому что он вкладывался в каждый звук.

Благодаря Ивану Паницкому баян перестал восприниматься как большая гармошка, на которой играли самоучки из народа, а встал в один ряд с признанными академическим инструментами — фортепьяно, скрипкой.

Паницкий стал первым в нашей стране баянистом, которому в 1957 году присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. А вот звание «народного» он так и не получил.

– Его проводили на пенсию, написали в приказе высокие слова и все. Где-то он еще разово выступал, но потихоньку все уходило, — вспоминает Ломако. — Хотелось сделать что-то, чтобы не забыли человека, мы на кафедре народных инструментов в 1973 году организовали конкурс, посвященный творчеству Паницкого. Конкурс его имени при жизни нам не разрешили проводить. Иван Яковлевич присутствовал там в качестве почетного члена жюри. Что-то ему нравилось, что-то не очень, но когда его спрашивали, он всех хвалил.

Скончался Иван Паницкий в апреле 1990 года. В начале 2000-х высказывалась идея присвоить Саратовской областной филармонии его имя, но в результате она была названа именем композитора Альфреда Шнитке, родившегося на саратовской земле. А в память о баянисте-виртуозе на базе консерватории проходит  фестиваль «На родине Паницкого», на который приезжают музыканты со всей страны. 

Читайте в рубрике «Титульная страница» Сдали своегоРоссия депортировала одессита, спасшегося из Дома профсоюзов. Теперь ему грозит тюрьма Сдали своего

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»