Полвека под водой
Фото: группа «ВКонтакте» «Саратовский ледокол»

Фото: группа «ВКонтакте» «Саратовский ледокол»

В Саратове планируют поднять со дна Волги первый в России ледокол

«Саратовский ледокол» английского происхождения трудился на Волге с конца XIX века: перевозил на другой берег железнодорожные поезда, принимал участие в Сталинградской битве и строительстве автодорожного моста, спасал нефтяников, затертых льдами. Полвека судно пролежало под водой, но его корпус сохранился идеально. В областном правительстве принято решение поднять ледокол и сделать из него первый в России подобный музей. «Русской планете» рассказали об уникальной истории судна и планах его дальнейшей эксплуатации.

Первый в России, первый на Волге

Ледокол был построен в Ньюкасле фирмой «В.Г. Армстронг Митчел & КO» для обеспечения нужд Рязано-Уральской железной дороги, пути которой прерывались Волгой, нужно было переправлять поезда с одного берега на другой. Летом это делали на обычных кораблях, зимой – по льду, но с увеличением объема перевозок, потребовался иной способ переправы. Корабль, состоявший из двух частей – ледокола и парома для перевозки вагонов, стоил 70 тысяч фунтов стерлингов, но это все равно оказалось значительно дешевле строительства моста. Ледокол работал на паровых двигателях, общей мощностью в 1,5 тыс. лошадиных сил, детали корпуса и машинных механизмов были выполнены из ценных металлов: свинцовые трубы, медные паропроводы и бронзовые гайки. Паром оснастили гидравлическими подъемниками, которые при погрузке поднимали вагоны на 7,5 метров над палубой.

«Саратовский ледокол» был одним из пяти серийных пароходов в мировой истории, разработанных для зимней навигации. Кроме него та же английская фирма построила в 1900 году для России ледокол «Ангара», работавший на Байкале. Остальные три отправились в США.

– В то время это было одно из наиболее совершенных судов, судостроение только начинало делать первые шаги в освоении постройки ледоколов. Аналоги этого ледокола были в Латвии и на Украине. В России на Балтике существовал ледорез, переделанный по инициативе местного купца из обычного корабля, но «Саратовский ледокол» был первым в нашей стране кораблем, созданным именно как ледокол, — пояснил «РП» руководитель Музея речного флота Александр Азовцев.

В августе 1895 года корабль своим ходом добрался из Англии в Санкт-Петербург. Чтобы доставить его оттуда в Саратов, нужно было миновать узкие речные каналы Мариинской системы, не предназначенные для прохода судов подобного класса. Конструкция позволяла разделить ледокол на две части, а паром – на четыре, в разделенном виде они прошли узкие отрезки, вышли в Волгу, где были вновь соединены.

Одновременно с покупкой ледокола в Саратове построили переправу. Ледокол прибыл к месту назначения в сентябре 1895 года, с 1 марта 1896 года начал работу. Сначала он курсировал между Сазанкой, со стороны современного Энгельса и Князевкой со стороны Саратова, с ноября — начал расчищать лед и перевозить пассажиров от Увека до Сазанки. Лед толщиной до 2 см корабль разбивал на ходу без остановок, пересекая Волгу за 20 минут. В теплое время года его арендовали крупные промышленники, и он буксировал из Астрахани в Саратов баржи с нефтью. «Третьего ноября 1897 года для обследования «Саратовского ледокола» в город прибыл адмирал и полярный исследователь Степан Макаров», — сообщала газета «Саратовский листок». Опыт волжского судна был учтен Макаровым при создании ледокола «Ермака».

В 1918 году «Саратовский ледокол» участвовал в подавлении мятежа эсеров в Вольске и Балаково, он обеспечил быструю переброску бойцов Красной армии к местам восстания, с него они вели артиллерийский обстрел. В 1935 году в Саратове был построен железнодорожный мост, необходимость в ледоколе отпала, поэтому его отправили в Сталинград для обеспечения переправы поездов тамошнего участка железной дороги.

Огонь, вода и медные трубы

В декабре 1935 года газета «Коммунист» писала о том, как «Саратовский ледокол» освободил караван из нефтяных барж и товарно-пассажирских пароходов, затертых льдами в низовьях Волги, выведя их к Астрахани. Спасательная операция длилась две недели, приходилось пробиваться через лед, достигавший 2-х метров высотой.

В 1942 году во время Сталинградской битвы на ледокол устанавливали зенитные орудия для отражения воздушных налетов врага, он доставлял в город боеприпасы и советских солдат. После войны ледокол участвовал в постройке Волжской гидроэлектростанции, а с началом 60-х годов вернулся в Саратов, где помогал строить автодорожный мост: колол лед на месте строительства, буксировал понтоны с металлическими конструкциями пролетов.

Фото: группа «ВКонтакте» «Саратовский ледокол»

Фото: группа «ВКонтакте» «Саратовский ледокол»

С введением в строй еще одного моста, надобность в ледоколе окончательно отпала, содержать его: платить жалование команде, обеспечивать ремонт, заправлять топливом было накладно, с него удалил котлы и пришвартовали к причалу Мостоотряда №8 в районе Энгельса, где он в 1968 году и затонул. Существует версия, что причиной затопления ледокола стало наличие в его конструкции цветных металлов — грабители попытались снять трубу, в результате образовалась течь.

– Я думаю, что затонул он по причине недосмотра и дикого обращения. Когда ледокол стал не нужен, его закрыли, поручили сторожу присматривать. Он вечером посмотрел — ледокол на плаву, а утром — нет ледокола, — рассуждает Азовцев.

Фрагмент затопленного ледокола можно увидеть и в наши дни: в момент оттока воды справа от автодорожного моста при выезде из Энгельса.

Информация о возможном поднятии ледокола появилась весной 2015 года. На прошлой неделе заместитель правительства Саратовской области Валерий Сараев подтвердил, что областные власти намерены и дальше заниматься вопросом поднятия судна и создания в нем музея. Чиновники планируют добиться для «Саратовского ледокола» статуса объекта культурного значения. Обследование, проведенное петербургскими водолазами, показало, что корпус прекрасно сохранился и выдержит подьем. Это подтвердил РП саратовский водолаз Александр Шунов, самостоятельно обследовавший ледокол:

– Подгнила надстройка, ее срезали и она лежит под водой недалеко от корабля, ее нужно поднять, чтобы взять оттуда какие-то артефакты – штурвал, переговорные трубки и так далее,— пояснил он. — Самый простой и дешевый способ поднять его — в Волгограде есть грузоподъемный кран «Могучий», который работает по всему Поволжью. Два года назад, когда я беседовал с директором «Подводречстроя» на эту тему, стоимость подьема обошлась бы в 1,5 миллиона рублей.

Активисты предлагают установить ледокол на набережной Космонавтов между автодорожным мостом и первым причалом, на месте дикого пляжа или в районе Комбикормового завода. Восстановить корабль, по словам Азовцева, можно на Балаковском судоремонтном заводе. Экспонатами будущего музея могут стать архивные документы, фотографии, макет судна и личные вещи команды, хранящиеся в музеях города. В Музее трудовой славы экспонируется тумба морского компаса ледокола, в коллекции саратовского школьника Егора Кругляка, занимающегося историей «Саратовского ледокола», есть уникальные чертежи корабля из архива Ньюкасла.

– Там должно быть несколько макетов корабля, показывающих его состояние в разные периоды жизни, поскольку он сильно менялся: переделывалась и расширялась надстройка, например, сделали закрытую ходовую рубку. Менялись котлы, обшивка, — рассказал РП Егор, которого, несмотря на юный возраст, можно назвать экспертом в истории судна.

– Где-то в Саратове «живет» колокол-рында, — добавляет Азовцев. — Ледокол и сам по себе будет музеем: первый в России, первый на Волге.

Сторонники подъема, единогласно заявляют, что ледокол станет одним из притягательных объектов саратовского туризма, но вместе с тем нужно искать спонсоров для его подьем и реставрация, а также содержания будущего музея. Варианты коммерческого использования судна отпадают: поставить корабль на ход, чтобы катать публику – технически нереально, нет соответствующей документации, дополнить музей развлекательным заведением не позволят габариты:

– Площади внутри ледокола очень ограничены, там не то, что кафе или ресторан, но даже музей будет сложно разместить, — заключает Егор Кругляк.

Чемпионы в борьбе за здоровье Далее в рубрике Чемпионы в борьбе за здоровьеКак тренируются и побеждают саратовские пара-пловцы Читайте в рубрике «Титульная страница» Страшная смерть королевы комедииСегодня легендарной советской актрисе Тамаре Носовой могло бы исполниться 90. Но она умерла 10 лет назад в жуткой нищете Страшная смерть королевы комедии

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»