А зачем вам автобус?
Фото: Татьяна Бондаренко

Фото: Татьяна Бондаренко

Как живут люди там где нет ни дорог, ни общественного транспорта

В села Аркадакского района Софьино, Чиганака, Алексеевки и Малиновки больше года не ходят рейсовые автобусы. «Аркадакское ПАТП» отменило их из-за того, что дороги в этом муниципалитете очень плохие, а самой компании не хватает водителей. Корреспондент РП посмотрел, как живут люди в населенных пунктах без общественного транспорта.

Добираться из Саратова в Аркадак на общественном транспорте в будний день неудобно — туда ездит одна электричка «Саратов — Балашов». Она отходит от саратовского железнодорожного вокзала в 18:10 и прибывает в Аркадак в 22:00. Билет стоит 386 рублей. Ехать на автобусе «Саратов — Турки», идущем через Аркадак, еще дольше и дороже. Первый его рейс в 10:30 утра, время в пути составляет 5,5 часов, а билет — 515 рублей.

Все 250 км пути до Аркадака вместо дорог — одно бездорожье. Автобус трясет. По пути один раз попадаются дорожники, делающие ямочный ремонт.

На соседнем сидении едет студент Игорь. Ему нужно в село Грачевка. И чтобы попасть туда, он выйдет на трассе возле въезда в село Росташи, где его встретит односельчанин.

– Автобусы к нам не ходят, а он за 250 рублей довезет меня. Если б я поехал с таксистом от Аркадака, вышло бы рублей 500, ловить попутку до села дешевле, чем ехать с таксистом, но не знаешь, будет ли она, поэтому договариваемся заранее в селе, с теми, у кого есть машина, — рассказал Игорь.

Аркадак — город с населением в 12,5 тысяч жителей. По улицам ходят коровы. Дома преимущественно частные, но есть несколько пятиэтажек.

Уехать из Аркадака в областной центр на общественном транспорте в тот же день, что приехал, невозможно. Последний автобус уходит в 11:00, а электричка «Балашов — Саратов» прибывает Аркадак в 3:43.

Есть еще таксисты. Они, если что, готовы отвезти в Саратов за 4-4,5 тысячи рублей. Или за 1 тысячу рублей до Ртищево и Балашова — где можно сесть на проходящие мимо поезда. Билет на них тоже стоит в среднем тысячу.

Дороги на большинстве аркадакских улиц требуют ремонта. Некоторые и вовсе напоминают деревенские: асфальта там зачастую нет. В 2012 году местное предприятие «Дорожник» проводило ямочный ремонт, рассказала председатель Совета Аркадакского отделения партии «Справедливая Россия» Ольга Урюпина.

– Асфальт кидали в лужи и в пыль. Ничего не пробивали, ни гудронили, не делали «стоматологической пломбы», как положено. Когда я спросила, как можно класть асфальт в пыль и прибивать лопатой, мне ответили, что это новые технологии.

Тогда же, по ее словам, в честь приезда губернатора на церемонию открытие моста через Хопер, отремонтировали дорогу от Ртищева до Аркадака. Сейчас она в удручающем состоянии.

В 2014 году частично отремонтировали некоторые улицы Аркадака, залатали выезд из него, но большинство дорог, в том числе, те, по которым можно добраться в села, до сих пор разбиты. На мосту у выезда из города в глаза бросается затертая надпись: «Дорог нет».

На автостанции Аркадака ни одного автобуса. Транзитный «Саратов-Турки» высаживает пассажиров и сразу уезжает.

Из-за плохого дорожного покрытия и нехватки водителей пассажирская компания «Аркадакское ПАТП» с 2012 года сократила, а с 1 марта 2013 года отменила рейсовые автобусы в направлении сел Софьино, Чиганак, Алексеевка, Малиновка. Автобус «Турки-Саратов», едет из Аркадака в сторону Ртищево по трассе через Чаганак, Кистендей, Андреевку не заходя в села. В направлении Софьино и Алексеевки добираются только на своих машинах. Расписание пригородных маршрутов на стенде аркадакской автостанции замазано.

Спрашиваю в кассе билет на автобус до Софьино:

– Они у нас больше года не ходят, временно отменили, — сообщила кассир, дав номер телефона местного транспортного предприятия, для выяснения подробностей. Там мне сообщили, что до села Баклуши ходит только один автобус, и посоветовали взять такси.

– Автостанцию вообще хотели закрыть, автобусов почти нет, билеты можно купить у водителей. А если нужно в другое село — на такси или на попутке. Пойдете сейчас вперед, прямо по улице железнодорожный вокзал, там всегда стоят таксисты, — пояснила мне работница парикмахерской, находящейся в здании автостанции.

Железнодорожный вокзал в 10 минутах ходьбы от автостанции. Рядом с ним — реклама службы такси, закрепленная на водонапорной башне. Тут же дежурят таксисты-нелегалы. Цены они устанавливают сами. За поездку в Софьино, что в 54 км от Аркадака, с меня попросили 1,5 тысячи рублей, и то не все соглашались ехать.

– В Софьино я в этом году не ездил, в том году брал чуть ли не две тысячи. До Новосельского, Алексеевки 30 км с небольшим, едешь больше часа, дороги вообще нет. Где можно — ездим полями, но после дождей там такая грязь, что на легковой машине не проедешь, нужен трактор, «УАЗик» или вездеходный джип. Где нельзя полями — по ямам в асфальте, — говорит мне таксист Сергей.

Звоню в аркадакскую службу такси: поездка до Софьино — 1,2 тысячи рублей, до Чиганака (около 40 км от Аркадака) — 800 рублей, до Малиновки (около 25 км) — 400 рублей, до Баклуш (около 30 км) — тысяча.

Фиксированного тарифа у них нет, стоимость поездки выходит 16-33 рубля за километр, в зависимости от направления. Для сравнения саратовские службы такси берут за междугороднюю и пригородную поездку 15-17 руб/км. Частник дороже на сто-триста рублей.

Месяц назад аркадакские общественники во главе с Урюпиной написали письмо в администрацию района с просьбой возобновить движение автобусов. Каждый из отмененных маршрутов проходил через несколько сел и деревень. Железной дороги там практически нигде нет.

– Не у всех имеются личные машины, 70 % населения их не имеют, особенно старики, — объясняет депутат совета Росташевского муниципального образования Аркадакского района Сергей Бажан, показывая мне письмо.

В нем говорится, что движение рейсовых автобусов в районе никто не отменял: «Начиная с 2012 года, перевозка пассажиров на общественном транспорте по маршрутам Аркадакского района снижена, и не выполняется в полном объеме по причине плохого состояния дорог. Маршрутная сеть общественного транспорт по всем направлениям проходит по дорогам регионального значения. Собственник этих дорог — комитет дорожного хозяйства Саратовской области».

Администрация Аркадакского района принимает меры для решения проблемы. В марте объявили конкурс на осуществление пассажирских перевозок по всем направлениям. После приезда в район министра транспорта и дорожного хозяйства области Николая Чурикова, дорожным организациям была поставлена задача — привести дороги в нормальное состояние, но для этого, по словам Цыганкова, необходимо время и деньги.

В Аркадакском районе живут 24,5 тысячи человек. По данным местной газеты «Сельская новь» в 2012 году в Чиганаке проживало 440 избирателей, в Малиновке — 765, в Росташах — 717, в Грачевке — 392, в Новосельском — 594, в Софьино — 251, в Баклушах — 384. А кроме них — какое-то количество неучтенных несовершеннолетних детей. Дороги всюду настолько плохие, что скорая помощь из Аркадака добирается в села по несколько часов.

– Недавно был случай в Малиновке, у женщины начался отек Квинке, скорая помощь ехала 3,5 часа 20 километров, — добавляет Урюпина.

Нормальная дорога в направлении отменного маршрута на Софьино, по словам Сергея Бажана, есть только до Росташей: там находится опытная станция и каждый год проходит «Праздник поля», на который приезжают высокопоставленные гости.

Приличной считается дорога на Баклуши. В этом направлении автобусы ходят дважды в месяц по четвергам. Еду туда на частном автомобиле, по пути подсаживая жительницу соседнего поселка Комсомольский. Из-за редких автобусных рейсов, она вынуждена ходить на работу в Аркадак пешком, по шесть с лишним километров в одну сторону.

– У меня ноги больные, иду медленно, за час дохожу примерно. Иногда на попутке подвезут, — говорит она.

На выезд из Аркадака в асфальте много свежих заплаток, в некоторых местах уже разбитых. В районе Комсомольского дорога становится лучше, этот участок отремонтировали весной. Дальше, в сторону деревни Подрезенка дорожное полотно разбито, повсеместно видны следы старого ямочного ремонта. Параллельно идет грунтовая дорога через поле, со следами протектора шин — недавно по ней ехали.

Едем мы со скоростью 20-40 км/час максимум, водителю приходится постоянно притормаживать и объезжать ямы. 13 километров от Аркадака до Подрезенки преодолеваем за час. Бензина при такой езде расходуется больше, чем на ровной дороге.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Аркадакском районе Саратовской области — 268 км, сообщил РП министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков. Для того, чтобы привести их в нормативное состояние необходим капремонт на 91 километров полотна и ремонт еще 146 киллометров. Стоимость работ превышает 2,6 млрд рублей. Потребность в финансировании содержания дорог — 229 млн рублей, а в нынешнем году на эти цели предусмотрено 47 млн рублей. В апреле выполнены работы по ликвидации проломов на дороге Балашов — Ртищево в границах Аркадакского района и работы по ямочному ремонту на дорогах в границах Аркадака. С марта на дорогах Балашов — Ртищево, Аркадак — Турки, дорогах в границах Аркадака и его обхода, а также на участке Аркадак — Алексеевка ведутся работы по ликвидации дефектов дорожного покрытия. Выполнен ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия площадью 31 тыс. м². После завершения ремонта планируется продолжить ремонт на остальных дорогах района. После проведения ремонта дорожного полотна и оборудования проезжей части дорожными знаками движение автобусов в села Чиганак, Софьино, Алексеевка, Малиновка, Баклуши будет возобновлено.

Советский ренессанс Далее в рубрике Советский ренессанс16 мая после ремонта откроется Саратовская областная филармония Читайте в рубрике «Титульная страница» Школа вундеркиндовЛетняя Олимпиадная школа МФТИ выпустила очередных питомцев Школа вундеркиндов

Комментарии

05 мая 2015, 21:49
Это статья была прошлый год .а в этом году уже нет и поезда Саратов Балашов .И такие же проблеммы с транспортом и селе Кистендей .Нам не на чем даже поехать в район не говоря уже про область ,и от центральной дороги где проходит автобус на который ссылается руководство .9км это тоже над нанять кого то чтоб тебя или встретить или проводить .Это все произошло как решили отменить электоропоезда Ртищево Балашов и Балашов Ртищево ну уж про Саратов Балашов молчим .долго бились ее востановить .не долго и ходила как решили вообще все убрать
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»