«Ой, женщина за рулем!»
Мария Керимова / Фото: Татьяна Бондаренко

Мария Керимова / Фото: Татьяна Бондаренко

День женщины-водителя автобуса наполнен драками, грязью и хамством

Мария Керимова водит автобус № 53 полтора года. До этого работала в такси и кондуктором на том же автобусном маршруте. Рабочий день начинается в 5 утра, заканчивается около полуночи. Утром на личном авто или на такси она добирается до автокомбината № 2, что в районе ВСО, проходит медицинское освидетельствование, технический осмотр автобуса и к 6 часам выходит на рейс. Начальная точка маршрута — площадка у ТЦ «Мой новый», конечная — поселок Солнечный. За день делает в среднем 4 рейса.

Нормально поесть нет времени: интервал между автобусами 5 минут, а если другие автобусы попадают в пробку и приходят на конечную не по графику, то подъехавшим водителям приходится тут же начинать новый круг. Поэтому Керимова заранее звонит в ларек на конечной и заказывает еду: кофе и хот-дог:

— Тут уже знают, что мы водители, для нас делают получше, — говорит Мария Керимова, одной рукой ловко удерживая руль, а второй держа на весу пластиковый стакан. — С нашим графиком работы иногда завтракаешь в 5 вечера. Сначала я брала с собой суп в термосе, но зимой он остывает, а летом – прокисает.

Девушка никогда не нарушает скоростной режим, даже если ей приходится нагонять потерянное в заторах время. Стоя в традиционной пробке на «Стрелке» при въезде в Ленинский район, Маша, чувствуя, что не укладывается в график прибытия на 3-ю Дачную, звонит диспетчеру и предупреждает. Телефон — неотъемлемая часть ее работы, для удобства купила гарнитуру: по ходу движения она уточняет график с диспетчером и водителями других автобусов.

У Керимовой новый автобус: теплый, с автоматической коробкой передач. Водить его не сложнее, чем легковую машину: руль поворачивается легко, сиденье удобное.

Она трепетно относится к чистоте, поскольку вымыть лишний раз руки негде, с собой всегда влажные салфетки, на полке в кабине — крем, расческа, мыло. Свою профессию неженской не считает. Она всегда старается хорошо выглядеть: маникюр, макияж. Но одевается на работу в темный спортивный костюм: в светлом платье водить автобус неудобно — испачкаешься в мазуте. Летом добавляется пыль:

— Всегда нужно помнить, что ты женщина. Я, например, сама автобус не ремонтирую, для этого есть мужчины-слесари.

На передней панели — фотографии детей. Работа не позволяет уделять им столько времени, сколько бы хотелось:

— Ухожу, они еще спят, прихожу — уже спят, иногда даже уроки по телефону учим, — говорит водитель. Но все свободное время старается быть рядом с ними, не отказывая ни в чем. Она признается, что вытерпеть такой график работы может лишь тот, кто сам работал в этой сфере: муж долгое время был ее сменщиком на рейсе, поэтому относится с пониманием.

Тревожных кнопок в автобусе нет, для самообороны Маша возит с собой газовый баллончик и шокер. Однажды на нее напал пассажир-наркоман, ударил, разбил пивной банкой стекло автобуса:

— Когда я с ним «дралась» на остановке, весь автобус к стеклу прильнул — смотрели, чем кончится, и только один мужчина помог. В таких случаях только один выход — звонить водителю автобуса, который едет сзади, чтобы он быстрее подъехал на помощь.

Пассажиры по-разному относятся к женщине-водителю. Некоторые удивленно и восхищенно, а большинство не обращают внимания. Некоторые просят остановить в неположенном месте, на светофорах, она отказывает, в ответ ей грозят жалобами. Маша вежливо общается с пассажирами и не отвечает на их хамство. Последнее время активизировались аферисты: снимают на камеру мобильного телефона определенный автобус, а после подают на водителей и транспортную компанию в суд, якобы получили травму в ходе поездки или же водитель наехал на них на дороге.

Маша работает без кондуктора —еще одного человека содержать невыгодно. В этой роли попробовала себя я. Оказалось, что быстро давать сдачу не так-то просто, но Маша виртуозно справляется с этим: по отдельным секциям заранее разложена сдача с 50, 100, 500, 1000-рублевыми купюрами.

Большая часть пассажиров ездят по проездным билетам. Есть даже постоянные клиенты — льготники-пенсионеры, которые бесплатно ездят на другой конец города за буханкой хлеба. Для них, по словам Маши, такая поездка — возможность пообщаться. Подъезжаем к рынку на улице Рахова:

— Здесь много льготников, пенсионеры сюда ездят за покупками, — поясняет она.

На остановках вблизи рынков, больниц и социальных учреждений действительно выходят и садятся льготники, поэтому доля оплаты наличными здесь не высокая.

На автокомбинате № 2 трудятся водителями еще несколько женщин. У водителя автобуса маршрута № 6 с четырехлетним стажем Анастасии Чуклиной отец работает водителем более 30 лет. Еще маленькой девочкой он брал ее с собой в рейсы. Мария Горюнова работает 8 лет, до этого водила троллейбус, сейчас — автобус № 11.

Удивление пассажиров тому, что за рулем женщина, они научились воспринимать с юмором:

— Когда мне говорят: «Ой, женщина за рулем», я в ответ парирую: «Ой, мужчина в салоне!». — Когда начинала ездить, моего мужа, который работал на другом автобусе, спросили — Что у вас там за пацан-хиппи работает: с волосами длинными, с сережками. А он — это девушка, моя жена. — Удивлялись, но сейчас уже привыкли, — вспоминает Мария Горюнова.

Отношения с мужчинами автобазы у всех выстроены по-разному. Мария Горюнова признается, что она для них свой парень, вместе с ними она даже чинила автобус:

— Я пришла сюда работать наравне, а не просто кататься!

Анастасия Чуклина и Мария Керимова предпочитают держать дистанцию:

— Когда мне мужчины тянут руку, я не даю, это не ко мне, — говорит Анастасия Чуклина.

В целом мужчины уже привыкли к коллегам-женщинам и относятся к ним снисходительно и благосклонно.

Для них на дороге важна не женская солидарность, а правила безопасности, так же, как и водителей-мужчин, их возмущают неопытные автолюбительницы, паркующиеся посреди улицы, перекрывая дорогу, и ездящие как пожелают.

Собеседницы признаются, что женщины, работающие на автобусах, — это люди очень выдержанные и сильные духом: случались и слезы, и обиды, но они никогда не показывают их на работе. Несмотря на издержки профессии, женщины не хотят менять ее на более спокойную и «женскую»:

— Сидеть на одном месте тяжелее, а водителем автобуса ты всегда в движении, люди вокруг, — говорит Анастасия.

Отремонтируют с 2018-го по 2033-й Далее в рубрике Отремонтируют с 2018-го по 2033-йКорреспондент «Русской планеты» побеседовал с сити-менеджером Саратова Александром Бурениным о парковках, трамваях, детских садах и исторических зданиях Читайте в рубрике «Титульная страница» Школа вундеркиндовЛетняя Олимпиадная школа МФТИ выпустила очередных питомцев Школа вундеркиндов

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»